Новые правила оказания услуг сотовой связи пойдут на пользу абонентам

МОСКВА, 23 янв — РИА Новости, Александр Бумагин.

Обновленные правила оказания услуг подвижной связи в России в целом принесут клиентам сотовых операторов заметную пользу, полагают эксперты, опрошенные корреспондентом РИА Новости в понедельник.

Проект обновленной редакции правил, опубликованный на минувшей неделе на сайте Министерства экономического развития (МЭР), обсуждается с 2011 года. Для оценки регулирующего воздействия проекта новых правил МЭР проводит публичные консультации по содержанию документа и приглашает все заинтересованные стороны направлять в адрес министерства свои мнения.

Признавая положительное влияние ряда пунктов, увеличивающих ответственность операторов перед абонентами, эксперты отмечают, что новые правила в то же время не способствуют усилению конкуренции между операторами, которая могла бы оказать еще более благотворное влияние на рынок.

На пользу абонентов

Безусловным плюсом для абонентов станет вменяемая обновленными правилами обязанность операторов информировать клиентов об изменении тарифов за десять дней до вступления изменений в силу не на собственном сайте, чем, как правило, довольствуются операторы, а посредством SMS. В положительной оценке этого новшества сходятся эксперт аналитического агентства Telecomdaily Денис Кусков и эксперт аналитического агентства Mforum Алексей Бойко.

«Типичный абонент не следит за своим тарифом и не посещает сайт оператора в поисках изменений. A SMS он прочет. Другое дело, что, поскольку вряд ли можно регламентировать, что именно писать в SMS, в них будут писать так, что не особенно будет ясно, что изменилось», — сказал корреспонденту РИА Новости Бойко.

Если новые правила вступят в силу, абоненты смогут менять тарифы бесплатно, а также отказываться при заключении договора от дополнительных платных услуг связи, о наличии которых клиент должен быть проинформирован по его запросу. «Сейчас сотрудник оператора или компании-посредника зачастую либо не знает, либо намеренно умалчивает такие стороны договора», — напоминает Кусков.

По новым правилам, заключать договора с абонентами смогут только те компании, которые уполномочены оператором, а ответственность этих компаний возрастет, отмечает эксперт. По мнению Кускова, сейчас многие посредники между оператором и абонентом думают исключительно о числе подключений, а не о полноте информированности абонента и соблюдении установленных законом правил при оформлении договора.

Бойко, впрочем, замечает, что никто не отменяет для абонента обязанности внимательно прочитать договор, чем традиционно пренебрегают многие российские пользователи.

Оператор, в соответствии с законопроектом, должен будет текстовым сообщением информировать о стоимости услуг третьих лиц при попытке абонента этими услугами воспользоваться (например, при отправке SMS на короткий номер). Однако новые правила четко не устанавливают обязанности оператора извещать об этом своих абонентов каждый раз при повторных попытках использования сторонних сервисов.

Сомнительный плюс посекундной тарификации

Новые правила обязывают операторов в каждом российском регионе иметь хотя бы один тариф с посекундной тарификацией, однако эксперты не ждут от этого пункта серьезных изменений для рынка в целом. «Раньше у каждого оператора были такие тарифы, сейчас их почти нет. Но правила оставляют за операторами установление цен на услуги, а потому новые действительно интересные тарифы вряд ли появятся», — полагает Кусков.

«Ряд инициатив, направленных на защиту интересов потребителей, таких как SMS-информирование об изменении тарифов и о стоимости услуг третьих лиц, повлечет необходимость расширения технических ресурсов и, соответственно, дополнительные расходы для операторов, что может вызвать увеличение стоимости услуг в целом», — сказал корреспонденту РИА Новости руководитель пресс-службы «Мегафона» Дмитрий Смиркин.

Если бы операторов обязали не использовать иные виды тарификации, кроме посекундной, это было бы важным нововведением, считает Бойко. Эксперты напоминают, что средняя продолжительность разговора в России менее двух минут, отчего на посекундной тарификации абоненты могли бы получить экономию в несколько десятков процентов. Однако операторы могут поднять стоимость услуг в пересчете на минуту разговора и, тем самым, компенсировать свои потери в доходах.

Конкуренция без изменений

Смиркин говорит о том, что обновленная редакция правил оказания услуг подвижной связи не ослабит конкуренцию на российском телекоммуникационном рынке — на его взгляд, предложенные инициативы в некоторой степени закрепят текущую практику операторов.

Пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева отмечает, что телеком-рынок в России всегда характеризовался активной конкуренцией. «Высокий уровень конкуренции во всех видах связи, существующий сегодня на рынке, обуславливает постоянное снижение цен для конечного потребителя», — заявила Айбашева корреспонденту РИА Новости.

Бойко и Кусков, в свою очередь, полагают, что новые правила не меняют ситуации с конкуренцией на рынке сотовой связи, хотя именно она могла бы действительно сильно повлиять как на улучшение качества услуг, так и на их стоимость. Так как доступ различных операторов на региональные рынки определяется не правилами пользования связью, а решениями регулятора по распределению и использованию частот, то законопроект, опубликованный на сайте МЭР, не окажет заметного влияния на рынок.

Кусков, в частности, напоминает, что в тех регионах, где работают не только федеральные операторы связи МТС, «Мегафон» и «Вымпелком», но и оператор-дисканутер Tele2, цены на связь в среднем существенно ниже, чем в тех регионах, где Tele2 не может получить от государства радиочастоты.

Существенно изменить картину на рынке могла бы также система переносимости номера при смене оператора связи, безрезультатно обсуждаемая участниками российского рынка уже много лет, говорят эксперты. «Переносимость номера выгодна малым операторам, и введению нормы противостоят большие игроки», — полагает Бойко.

«Большая тройка» в прошлом неоднократно ссылалась на исследование, согласно которому, сохранять номер при смене оператора хотели бы лишь около 2% пользователей. Те же данные приводил и глава Минкомсвязи Игорь Щеголев, отвечая на вопрос о целесообразности разрешения абонентам сохранять номер, меняя оператора.

Источник: Digit.ru