А.А. Долбня, отвечая на вопросы корреспондента, в частности, сказал, что «Вопросы взаимодействия Управления и Прокуратуры лежат в нескольких плоскостях. Очевидно, что являясь надзирающим органом, представители прокуратуры оценивают законность и качество расследования уголовных дел, находящихся в юрисдикции нашей следственной службы. Но ценен не только надзор. При расследовании наркопреступлений, прежде всего, совершённых в составе ОПС и ОПГ, где только обвинительное заключение занимает несколько десятков томов, а в оконченном виде количество томов превышает сотню, совет курирующего прокурора бывает очень полезен. Это крайне важно в вопросах организации противодействия организованным формам преступности, прежде всего контрабанде наркотиков. Форма такого совета может быть различной, например, на совещании. Кстати, последнее состоялось в областной прокуратуре 17 июня, где этот вопрос рассматривался в очередной раз. Надо сказать, что по этой линии Управлением проделана большая работа. В 2010 году окончено расследование и переданы в суд материалы уголовного дела в отношении 16 членов цыганского этнического преступного сообщества. 8 уголовных дел (по 37 эпизодам преступной деятельности) в отношении 28 членов организованных групп, 23 уголовных дела (в отношении 46 обвиняемых), совершивших 39 преступлений в составе группы лиц по предварительному сговору. В этом году направлено в суд уголовное дело в отношении 10 членов организованного преступного сообщества, а в производстве следственной службы Управления находится ещё одно уголовное дело в отношении 10 членов таджикского этнического преступного сообщества. За пять месяцев текущего года направлено в суд 5 уголовных дел (по 21 эпизоду преступной деятельности) в отношении 15 членов организованных групп и 13 уголовных дела (в отношении 33 обвиняемых), совершивших 40 преступлений в составе группы лиц по предварительному сговору.
Подчеркну, что вынесенный судом вердикт, по-сути, итог деятельности всего коллектива Управления, представителей многих служб и подразделений. А потому, представитель прокуратуры, поддерживающий обвинение в суде, должен быть уверен в том, насколько профессионально дело расследовано, насколько юридически грамотно оформлено. От этого зависит основательность его позиции в судебном процессе, в конечном итоге, приговор. А по большому счёту, справедливость и незыблемость принципа неотвратимости наказания.
Второй аспект сотрудничества – работа с заявлениями, письмами и обращениями граждан. Их в прошлом году было зарегистрировано 350, а за 1 квартал этого года – 118. Мы стараемся на них реагировать в максимально короткие сроки. Порой быстрее, чем требует закон. Это имеет свою причину. Подавляющее большинство сообщений, на круглосуточный телефон доверия, официальный сайт нашего Управления, в дежурную часть – сообщения о совершаемых наркопреступлениях, содержателях наркопритонов, значит, в общих интересах проверить их как можно быстрее. А жесткий контроль со стороны прокуратуры в этом вопросе на пользу дела.
Совместными усилиями мы осуществляем комплекс профилактических мероприятий. Начну с того, что прокурор Астраханской области присутствует на заседаниях областной антинаркотической комиссии, очень «весомого» органа в Астраханской области и целый ряд вопросов и законодательных инициатив Управления им поддержан, в частности, закон Астраханской области «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Астраханской области», в который включены вопросы проведения добровольных диагностических обследований в рамках профилактических медицинских осмотров учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, работников, служащих учреждений и организаций.
Полное понимание и поддержку в прокуратуре нашло инициированное Управлением, обращение Думы Астраханской области в министерство здравоохранения и социального развития РФ о внесении изменений в действующие приказы Минздравсоцразвития России о включении комбинированных кодеинсодержащих препаратов в Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных учреждениях, организациях оптовой торговли, лечебно — профилактических учреждениях по вопросам обращения, в части, касающейся принятия нормативных правовых актов о рецептурном отпуске кодеинсодержащих препаратов.
Организации работы, связанной с выявлением продукции, обладающей психоактивным действием, схожим с воздействием наркотических средств и психотропных веществ и проведению совместных контрольно-надзорных мероприятий по изъятию из оборота этой продукции, было посвящено одно из заседаний областной антинаркотической комиссии, на котором было приято решение о проведении семинар-совещания, с участием представителей Прокуратуры и Роспотребнадзора, а позже и ряд конкретных шагов по проведению совместных с органами прокуратуры рейдов и проверок. Так, в период с декабря 2010 по май 2011 года были проверены торговые точки, реализующие курительные смеси, соли для ванн, удобрения для растений, содержащие синтетические аналоги марихуаны и амфетамина, которые не включены в списки наркотических веществ. Всего проверено 10 объектов, возбуждено 16 уголовных дел, 12 дел об административных правонарушениях. Изъято свыше 2000 пакетов аналогов и миллион рублей, вырученный от их сбыта. Все торговые точки прекратили своё существование.
Таким образом, взаимодействие РУ ФСКН России по Астраханской области и Прокуратуры Астраханской области имеет продуктивный и целостный характер. Это и понятно. Находясь на различных «ступенях» вертикали власти, мы делаем общее дело — спасаем нацию от наркоэкспансии, острие атаки которой, направлено на молодёжь» — отметил А.А.Долбня.
Полный текст интервью будет опубликован в ближайшем номере журнала «Штандарт».
Пресс-служба РУ ФСКН России по Астраханской области