Конфискованную икону передали в астраханский музей-заповедник на реставрацию

    Икона «Богородица Милостивая», которую пытались вывезти на территорию Украины без декларации, по типу относится к одному из основных образов в иконографии — «Умиление». Икону признали культурной ценностью по времени создания, но из нескольких музеев юга страны взять её на реставрацию с последующим включением в коллекцию решился только Астраханский музей-заповедник.

    К астраханским реставраторам икона поступила в аварийном состоянии.

    «Были многочисленные утраты левкаса (грунта) с красочным слоем, а также утраты красочного слоя до левкаса по всей поверхности, — говорит художник-реставратор музея-заповедника Юлия Азизова. — Покровный слой был сильно потемневший, неравномерный, из-за чего образ практически не просматривался».

    Именно из-за плачевного состояния ни один музей не решался взять икону в музейный фонд, хотя ценность её неоспорима. Написана она не позднее второй половины XIX века на деревянном массиве размером 21*25 см. Иконографический тип «Умиление» является ведущим в иконографии Богородицы и считается наиболее лиричным. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой композиции богословы видят глубокую идею: «Богородица является нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом».

    На сегодняшний день икона выведена из аварийного состояния. В ходе работ открылись изображения ликов Богоматери и Младенца с частичными утратами и потертостями живописи. Стала известна техника исполнения красочного слоя — желтковая темпера. Как отмечают реставраторы, образ написан в каноническом стиле, с красивой тонкой проработкой мелких деталей в изображении.

    На сегодняшний день специалисты подошли к завершающему этапу реставрации — тонировке красочного слоя. Его будут осуществлять акварельными красками, для чего подбирают общий тон, но на пару тонов светлее авторского. Реставрацию специалисты планируют завершить в начале будущего года и после представить подробную фотофиксацию процесса работы.