Кому следует писать «под диктовку»?

Астрахань, 26 апреля 2012г.

Опрос

Астрахань на днях «ликвидировала» безграмотность

Первый раз в Астрахани прошел Всероссийский тотальный диктант. Диктуется он для желающих проверить свою грамотность вот уже 9 лет подряд, в этом году добровольцами пройти тест на грамотность вызвались уже 85 не только российских городов. Сегодняшняя география диктанта — от Новой Зеландии до Каспийской столицы России (последнее — для статусной значимости региона).

Слоган кампании прост: «Проверь свою грамотность!», как проста и методика его проведения: во всех заявленных географических точках надиктовывается текст, состоящий из трех частей, сообразно часовым поясам. В самых больших городах, которыми стали Новосибирск, Москва и Иркутск, работали интерактивные площадки, собственно и задающие время «диктовки». На главной площадке — а это традиционно Новосибирск — текст диктует сам автор. В минувшую субботу для новосибирской аудитории «диктатором» был писатель Захар Прилепин. Кстати, «диктатор» — не опечатка на сайтах организаторов, а скорее, игра слов, где «тотальный» — зависимое, а «диктант» — главное. В МГУ диктант «отчитывала» Тина Канделаки, Иркутск слушал профессионала-словесника — доктора филологических наук Людмилу Горбунову, во многих городах площадки занимали местные известные актеры и ведущие радиостанций. В Астрахани аудитория слушала Валентину Саблину, преподавателя школы №49.

Под унисонистую диктовку экзаменующиеся старательно скрипят перьями, затем сдают работы, чтобы потом, если захочется, вместе с филологом поработать над собственными ошибками. Участники получают сертификаты, подтверждающие уровень грамотности, отличникам, соответственно, раздают пряники и конфеты, если нашелся хороший спонсор. В тех городах, где диктанты проводятся уже не первый год, они, конечно, уже завелись и в прямом, и в переносном значении слова. Во всероссийском масштабе спонсором стала компания ТТК, которая организовала интернет-трансляцию.

В Астрахани организатором тотального диктанта стал десятиклассник Евгений Бикмаев, который сам заявился на участие в своеобразном флеш-мобе от имени города, и, в общем, благодаря ему мы и вошли в тот список 85 не только российских городов. Помогали ему преподаватели его школы, а площадку для проведения диктанта предоставил АГТУ.

Удивительно, но ни один из местных вузов (включая и АГТУ), имеющих в своем университетском статусе кафедры русского языка, за исключением немногих любопытствующих, и не знал о тотальном диктанте. А здесь — школьник Евгений. Взял и все устроил. Но как много сопутствующих слов произносится порой с высот высоколобых кафедр о тотальной безграмотности молодежи, большая часть из которых — собственные студенты. Ну и ах, какой хороший шанс был упущен — быть рядом, особенно преподавателям АГУ, и со своими студентами нынешними, и с будущими. Тексты хороши, не навязшие в зубах, не отвращающие, не кондовые; тексты, увлекающие в язык; тексты-спорщики. А к Евгению пришли на диктант чуть более десяти школьников и их учителей и группа поддержки из интеллектуального клуба «Игра». Но — спишем это за первый, но все равно вкусный блин, потому как язык не может быть пресен, как и упражнения в нем, и поставим «двойку» нашим астраханским «русакам» за неучастие. Вот что касается авторов текстов, то я смело «протестировалась» на двух диктантах двухгодичной давности — Бориса Стругацкого и Дмитрия Быкова. За первый получила «тройку», а за второй — «неуд». И абсолютно с проверочными результатами не согласна. И это я могу доказать не электронному экзаменатору, который тоже зависит от настроенной программы, сделанной с потрясающей небрежностью, а своим школьным и институтским учителям, которые меня этому трудному языку и учили.

Но информационный повод случился, осталось спросить: какой прок от таких масштабных акций и для кого стоит проводить именно тотальный, незакавыченный диктант, поскольку уходя от «албанского», намеренно упрощенного интернет-письма, мы обретаем чудовищную культивируемую безграмотность?

Ольга Паршина, завкафедрой русского языка Гуманитарного института АГТУ:

— Такие диктанты необходимо проводить и, конечно, приглашать на них как можно больше студентов. Удачен выбор аудитории, я имею в виду стены АГТУ. Организация чуть-чуть подкачала, нужно было бы шире объявить об этом для всех через местные СМИ, но то, что Астрахань приняла в этом участие, — уже плюс. В следующем году, думаю, проверить себя придет побольше народа.

Что касается второго вопроса, то представляется, что «обязательным» диктант должен быть для чиновников и юристов. В данном случае язык — атрибут их деятельности, от того, как они пишут и говорят, зависит многое в жизни людей. Поэтому им следует учиться говорить и писать правильно.

Анна Говоркова, психолог:

За младопоколением удивительно наблюдать. Особенно за теми, которые старательно копируют шаги старших. Уморительно читать, как «хорошисты» спрашивают о списке «нужной» литературы, который почему-то давно уже прочел его сосед по парте. А потом они пишут, стараясь, чтобы их корявое письмо увидело как можно больше людей. Позиционируют себя как часть будущей элиты, при этом своей безграмотностью чуть ли не кичатся. И это при том, что львиная доля этой молодежной аудитории — студенты. Вот для них и нужно устраивать такие диктанты, баламутя их мозг совестливой русской литературой с кучей знаков препинания. Если запятые не затвердятся, хотя бы мысль заронится.

Григорий Демин, юрист:

Во многих регионах губернаторы заставляли чиновников проходить тест на грамотность. Так же, как и сдавать экзамены на почти петровскую классовость: от коллежского асессора до статского советника. Экзамены заканчивались, как обычно: чиновник рангом пониже оказывался пограмотнее начальника, а советник так и оставался сановным свином, не умеющим и два предложения связно произнести, а не то что их написать.

Поэтому нужно настаивать на обязательном экзамене для чиновников, не превращая это в проформу. Потому что чиновничья бумажная безграмотность, а они работают с бумагами, а не с людьми, заканчивается проигрышем для гражданина в любых инстанциях, в том числе и судебных. Косноязычие чиновника в его устной речи меня не волнует, его косноязычие в документальном варианте может быть для меня большой проблемой.

Юлия Никишина, бухгалтер:

Неплохо бы попросить такие диктанты проводить и среди учителей русского языка. Испытываешь неловкость, когда в домашнем задании своего сына, в его работе над ошибками я вижу совершенно новые ошибки, сделанные уже учительской рукой. Спорить с учителем глупо, потому что сын будет получать самые посредственные оценки по предмету. А как быть? На всякий случай: сын учится в 6-м классе.

 

 

Источник: www.volgaru.info