Астрахань, 20 марта 2013г.
В рыбопромышленном колледже до сих пор вспоминают пятничное ЧП
Студенты и сотрудники рыбопромышленного колледжа рассказали свою версию захвата заложников в Астрахани 14 марта. Подруга захватчика Татьяна продолжает ходить на уроки, но ей объявлен «полный игнор». Преподаватели сетуют, что полиция долго не могла подъехать на место чрезвычайного происшествия, взбудоражившего весь город.
«Раньше мы были подруги»
Александра Купцова, прозванного позже в центральных СМИ «астраханским террористом» и «астраханским захватчиком», возлюбленного студентки третьего курса, до злополучного четверга 14 марта в колледже ни разу не видели.
Семнадцатилетняя Татьяна Лихобабина, учащаяся специальности «Технолог пищи», рассказывают ее одногодки, живет в АЦКК. «Раньше, год назад мы с ней были подруги», — говорит Александра Половенкова, оказавшаяся 14 марта в заложниках вместе с Лихобабиной. Александра, по ее собственным словам, училась на тройки-четверки, подруга – на четверки-пятерки. Девушки из одной группы ТП-3 когда-то вместе гуляли на Трусово, у Татьяны был парень. С Купцовым она начала переписываться, пока тот сидел в колонии, отбывая срок за ограбленную квартиру. Выходит, встречались 25-летний мужчина и 17-летняя девушка совсем недолго – с начала января, когда Александр вышел на свободу.
«Там террорист!»
Напомним, захват заложников мужчина начал прямо в фойе Волго-каспийского морского рыбопромышленного колледжа. Поднявшись в 13.40 от входных дверей по лестнице, он наставил пистолет на охранницу и двух юношей, студентов-дежурных. Сотрудница частного охранного агентства «Ветеран», пенсионер Жанна Корошева без вопросов повела вместе с ребятами захватчика в кабинет иностранного языка №317 на третьем этаже. Было 13.40, перемена между пятым и шестым уроками, в коридорах – полно детей и преподавателей. Все хорошо видели пистолет в руках неизвестного мужчины. Увидела и стоявшая поодаль Людмила Шапошникова, преподавательница английского, в чей кабинет вошел неизвестный. И поспешила за ним. Студенты в коридоре успели крикнуть: «Там террорист, не заходите!» Но 63-летняя женщина храбро открыла дверь.
В аудитории сидело четыре студента, — Татьяна Лихобабина, Александра Половенкова, Александр Иноземцев и Александр Бачинский. Парней захватчик сразу отпустил, оставив наедине с собой вахтершу и двух девушек. Учительнице сразу сказал: «Отдайте ключи от кабинета и можете идти!» Людмила Шапошникова возразила: «Я останусь со своими девочками».
Полицейских вызывали дважды
«В аудитории Купцов сразу занял нишу, из которой его почти не было видно, не выходил, посылал девочек ходить к окну смотреть за полицией», — рассказывает директор Волго-Каспийского морского рыбопромышленного колледжа Полина Епифанова. Коробку с бомбой «террорист» спрятал в шкаф, оставив торчать антенну.
Учителя сами организовали эвакуацию 400 учащихся колледжа. Сначала закрыли детей в аудитории. Потом, убедившись, что в кабинете №317 все тихо, стали выводить на улицу. Паники не было. У некоторых педагогов была мысль, что происходящее – учения.
Причем, рассказывают в руководстве колледжа, полиция отреагировала на сообщение не сразу. Звонить на 02 пришлось дважды. Правоохранительные органы прибыли в итоге только около 14.00 «Мы просили подъехать тихо, а они включили сирены на полную громкость!» — сетуют преподаватели.
Что интересно, в это самое время в другом здании колледжа, по адресу Балтийская, 1 начиналось празднование масленицы. Но праздник отменять не стали. А учащимся главного корпуса запретили общаться с кем-либо.
«Мы все погибнем!»
Тем временем заложники кабинета №317 по-разному реагировали на происходящее. Александра начала плакать, Татьяна хихикать, педагог сохраняла спокойствие и даже переместилась поближе к железному стулу. «Думала, если что начнется, огрею мужчину по голове», — рассказывала позже нашему корреспонденту Людмила Шапошникова. А сотрудница ЧОП, наоборот вскоре впала в истерику. «Причитала: Мы все погибнем! Сняла с пальца кольцо, зачем-то отдала Саше», — делится пережитым учитель английского. Сам захватчик, по ее словам, вел себя очень сдержанно и культурно, не ругался, не хамил, почти не разговаривал.
Главное, никак не выдавал, что знаком с Татьяной. Та на него почти все время смотрела, часто хихикала. Когда в брошенной сумке одного из парней, Александра Иноземцева зазвонил сотовый – неторопливо пошла выключать. «Девочка была одета провоцирующее, а мужчина так на нее смотрел, — вспоминает учительница, — что я испугалась».
Потом именно по этому телефону захватчик держал связь с переговорщиками. Первой фразой было: «Принесите нам две пиццы, три банки «Страйка» две бутылки минералки, две пачки сигарет». Когда всё привезли, за пакетом сходила Александра.
После этого Александр Купцов отпустил не желавшую уходить учительницу: «Он сказал «Выходите!» таким жестким голосом…» Незадолго до своего ухода, учительница, чтобы как-то отвлечь своих учеников, дала им переписывать контрольную.
Пиццу никто есть не стал
После ухода педагога Лихобабина и Купцов стали обмениваться записками. «Татьяна начала вести себя вульгарно, громко разговаривать, ходила по кабинету такой изящной походкой, — рассказала нашему корреспонденту Александра Половенкова. – Тут я поняла, что между ними что-то есть».
Заложницы поняли, что еда заказана для них, — но пиццу никто есть не стал. Пили принесенную вместо минералки колу.
Новыми требованиями захватчика стали валерьянка для охранницы и джип с деньгами. Но их переговорщики уже не выполнили.
Александра часов в 16.00 начала проситься в туалет. Только через час, когда к одногруппнице присоединилась Татьяна, Купцов решился их проводить. Захватил с собой и Жанну Корошеву, построил всех тесной группой.
Туалет был метров в сто прямо по коридору. Но уже метрах в трех от двери кабинета №317 были два выступа в стенах, сразу после лестницы со второго этажа. За выступами слева и справа спряталисьдва СОБРовца в касках, бронежилетах и с автоматами.
Александра прошла первой, заметила бойцов, но виду не подала. Татьяна, увидев СОБР, закричала во весь голос. Двое спецназовцев тут же бросились за спину девушки, на Купцова. Повалили, скрутили, быстро подняли и повели вниз. На первом этаже спустившаяся следом Татьяна устроила истерику, стала кричать и бросаться на спецназовцев и полицейских. Ее тоже повалили на пол и задержали.
«Тотальный игнор»
Как рассказывали позже в следственном комитете, Александр Купцов рассказал, что предлагал возлюбленной поехать с ним. Но та отказывалась.
«Злоумышленник задумывал в момент получения денег и машины отпустить остальных женщин, а свою девушку увезти насильно и удерживать как заложницу», — рассказал пресс-секретарь астраханского управления СК Андрей Хегай.
Татьяна Лихобабина была доставлена в следственный комитет, но осталась в статусе потерпевшей и отпущена на свободу.
Что интересно – контрольную девушки-заложницы успели до 17.00 переписать. И получили потом за нее хорошие оценки.
В понедельник, 18 марта уже практически все студенты колледжа пришли на уроки. Среди них – и Татьяна. Но, рассказывают одногруппники, ей устроили «тотальный игнор». «С ней не разговаривают, не общаются, — говорит Александра Половенкова. – Она так сильно подставила всех, и учителей, и наших родителей».
В колледже собираются усиливать охрану, рассказала директор. По словам Полины Епифановой, ей советуют поставить турникеты – «но у нас нет для них места, лестница начинается сразу за дверью». Зато решено сделать видеонаблюдение.
Тем временем Александра Купцова посадили под стражу до 15 мая. За это время следствие планирует закончить сбор доказательств и отправить дело о захвате заложников в суд.
Источник: Каспий.Инфо