Жилищно-коммунальные услуги — полезно знать!

Астрахань, 13 декабря 2011г.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг  регулируются законодательством о защите прав потребителей, в том числе Законом РФ «О защите прав потребителей» и «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (далее Правила»).

В Правилах даны определения понятиям «исполнитель», «потребитель», «коммунальные услуги» и другим:

 «коммунальные услуги» — деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;

«исполнитель» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

«потребитель» — гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

«коммунальные услуги надлежащего качества» — коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.

Согласно п.п. 75, 76  Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг. При этом исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействия) исполнителя.

Таким образом, например, нарушение обязательств по договору со стороны ресурсоснабжающей организации, не освобождает от ответственности управляющую или обслуживающую организацию.

 В Правилах  установлено, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную

продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению.

Что делать потребителю  в случае, если коммунальные услуги, например услуги горячего водоснабжения,  предоставляются ненадлежащего качества?

Согласно Правилам в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее — аварийно-диспетчерская служба).

Сообщение подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид не предоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Если причины предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества не известны, с потребителем согласовывается точное время и дата проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).

В акте указываются нарушения параметров качества, время и дата начала  предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю, второй — остается у исполнителя.

В Приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам определены условия изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно Правилам должно быть обеспечено постоянное соответствие состава и свойств коммунальных ресурсов и услуг  санитарным нормам и правилам. Отклонение состава и свойств ресурсов и услуг от санитарных норм и правил не допускается.

Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к составу и свойствам коммунальных ресурсов, услуг и к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях установлены санитарными правилами (СанПиН № 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», СанПиН 2.1.2.2645-10

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и др.)

          При несоответствии состава и свойств коммунальных услуг и ресурсов санитарным нормам и правилам потребитель имеет право не вносить плату за каждый день предоставления услуги ненадлежащего качества. Однако, стоит учитывать, что необходимо доказать факт предоставления услуг ненадлежащего качества.

В случае наличия претензий к исполнителю, целесообразно, помимо прочего направить исполнителю письменную претензию, в которой необходимо изложить имеющиеся проблемы и требования.

При недостижении согласия между сторонами, споры по вопросам не предоставления коммунальных услуг, либо предоставления услуг ненадлежащего качества подлежат рассмотрению в судебном порядке.

Необходимо учитывать, что на основании ст. 56 ГПК РФ в суде необходимо доказать обстоятельства, на которые стороны ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

В случае ненадлежащего оказания услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению и др. такие доказательства могут быть получены в ходе проведения исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области», для проведения которых необходимо обратиться с письменным заявлением в Управление Роспотребнадзора по Астраханской области.

Хотелось бы отметить, что «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.06 № 307, в скором времени утратят силу. Произойдет это со дня вступления в силу «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.11 № 354. Контроль за соблюдением «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» возложен на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять государственный жилищный надзор. В Астраханской области этим органом является Служба строительного и жилищного надзора.

Вопросы предоставления жилищных услуг, таких как обслуживание общего имущества в многоквартирном доме регулируются жилищным законодательством, в частности Жилищным Кодексом Российской Федерации, «Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.06 № 491.

В соответствии с требованиями ЖК РФ и вышеназванных Правил перечень работ по содержанию и обслуживанию общего имущества в многоквартирном доме, а также условия их выполнения и размер оплаты должны быть приняты на общем собрании собственников жилых помещений в таком доме и изложены в

договоре с организацией (либо индивидуальным предпринимателем), осуществляющей обслуживание многоквартирного дома.

При невыполнении обязательств по договору необходимо обратиться  к исполнителю с требованием о выполнении перерасчета. При недостижении согласия между исполнителем и потребителем спор может быть решен в судебном порядке.

 

Источник: http://30.rospotrebnadzor.ru
Астра Новости