Выбор профессии – выбор образа жизни

Пытаясь найти тот водораздел, который отделяет детство от юности, стремление к взрослости от взрослой жизни, мы обращаемся к вопросу о выборе будущей профессии. В постановке и решении этого вопроса развивающаяся личность оказывается перед лицом первой необходимости сделать социально значимый и глубоко личностный выбор.

Трудовая деятельность — один из важнейших, если не главный, фактор, многое определяющий в жизни современного человека. В ограничении обнаруживается мастер. И в этом заключена мудрость жизни — ведь «тот, кто хочет всего, на самом деле ничего не хочет и ничего не достигает».

Таким образом, буквально на следующем шаге за сознанием неограниченности своих возможностей (но именно как возможностей, поскольку подросток в принципе способен ко всему, но ничего еще не сделал!) возникает вопрос: чего же ты хочешь? Или точнее, в чем именно ты хотел бы реализовать свои способности, какую сферу человеческой деятельности ты для этого выбираешь?

Вообще-то процесс профессионального самоопределения начинается очень рано, гораздо раньше подросткового возраста. Уже в ходе ролевой игры дошкольники «проигрывают» многие существенные моменты различных видов профессиональной деятельности. Если это, к примеру, игра «в магазин», то вы неизменно найдете здесь «продавца» и «покупателя», «товар», «деньги», «обмен денег на товары». Чаще всего неполно, по-детски наивно, но в чем-то очень точно суть профессии здесь уже схватывается. Хотя, конечно же, в строгом смысле слова профориентацией ролевую игру не назовешь.

Равно и фантастические картины своей будущности как представителя той или иной привлекательной профессии не выполняют функции выбора профессии в силу своей отвлеченности от слишком существенных обстоятельств, составляющих профессию (сознание социальной необходимости, соотнесение своих склонностей и объективных возможностей и способностей и т. д.).

В этой связи необходимо коснуться широко дискутируемого вопроса о необходимости ориентировать выпускников школы на труд обязательно в сфере материального производства. При этом нередко задача понимается так: добиваться, чтобы максимальное число выпускников школы пошло после окончания школы непосредственно в сферу материального производства. Но отсюда один шаг до представления о труде как о повинности, представления, противоречащего основополагающему принципу современного труда как труда сознательного.

Важно отметить, что одной моральной готовности молодого человека к труду недостаточно для привлечения его в определенную сферу производства.
Нужно, чтобы и сама эта сфера была морально готова принять молодого рабочего, ответить на его стремление к труду, соответствующему самым высоким современным критериям эффективности и качества.

Однако, если бы все сводилось лишь к усовершенствованию условий труда, проблема профессионального самоопределения стала бы гораздо проще. Наблюдения показывают, что дело не только в этом. Нередко за ссылками на «плохие условия» скрывается просто лень. Стремление найти место, где условия труда «получше», может означать очень многое, вплоть до полного нежелания трудиться, тщательно замаскированного «рабочим местом».

Итак, современная система общественного воспитания призвана выработать у молодых людей такие личностные качества, которые позволяли бы им свободно выбирать сферу труда на основании высоких общественных и нравственных идеалов, прежде всего исходя из отношения к труду как самостоятельной ценности.

Здесь возникает вопрос: какое же образование наиболее полно отвечает поставленной задаче — «узкое» или «широкое»? Позиция сторонников «узкого» образования достаточно проста, и ей трудно отказать в своеобразной «жизненной логике». Авторитет специалиста, мастера своего дела, человека знающего и умеющего, профессионала с большой буквы достаточно высок в нашей жизни, а поскольку школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни, то, по-видимому, это конкретно означает, что она призвана воспитывать специалистов, то есть обучать «узкой» специальности.

Так считают многие: и родители, и учителя, и сами учащиеся. Причем принципиально важно, что в данном случае мы имеем дело не только с неким мнением, но и с определенной системой поведения, которую можно схематично изобразить так. Естественно, что указанная увлеченность не остается не замеченной учителями и родителями. Надо признать, что вряд ли у кого из подростков формулируется в этом возрасте стремление стать офисным работником, просиживающим целыми днями за офисным столом, делая, тем не менее очень важную и полезную работу. В ходу всё более професии боле престижные или экстремальные.

Описанная ситуация не представляет собой чего-то особенного, единичного, она достаточно распространена, и это вполне, если можно так выразиться, нормальное явление с точки зрения развития личности. В аргументах в пользу такой «ранней специализации» нет недостатка.
Но так ли уж бесспорны эти аргументы, как это представляется с позиции «житейской мудрости» и «здравого смысла»? Ведь очевидно, что она всецело основана на прагматическом отношении к жизни.
Допустим на мгновение, что соображения нравственного порядка — некий второстепенный момент выбора будущей профессии. На первый взгляд это так заманчиво и очевидно: чем раньше начинается специализация, тем глубже овладение профессией.

Последнее суждение досталось в наследство от канувшего в Лету, чисто средневекового «цехового» представления о подготовке профессионала и не учитывает того, что современный молодой рабочий существенно отличается от подмастерья в средневековой мастерской. Принимая во внимание то, что «секреты мастерства» передаются по наследству от предшествующего поколения, мы нередко не учитываем, что сами эти «секреты» изменяются и мастером становится лишь тот, кто обладает умением изменять секреты мастерства своей профессии, то есть относится к делу творчески.

Несомненно, школа должна играть существенную роль в подготовке специалистов. Но значит ли это, что учеников следует обучать «узкой» специальности? Ведь первоочередной задачей школы является подготовка учащихся к разносторонней творческой деятельности. Основная цель воспитания при этом состоит в решении двоякой задачи: воспитание деятельных членов общества — граждан и обеспечение преемственности и дальнейшего развития культуры.

Необходимость в специализации обучения часто связывают с потребностями общественного развития. Однако известно, что чем более технически развито общество, тем менее специализированным должно быть образование. Объясняется это тем, что в технически более развитом обществе перемены в производстве происходят значительно быстрее, а потому «узкая» специализация так же быстро теряет свое значение. Таким образом, она, даже если ограничить ее рассмотрение рамками экономического анализа, не очень эффективное орудие воспитания трудовых резервов.

Предпосылки активной жизненной позиции юноши, выраженной в определении будущей профессии, формируются всем строем развития личности в отрочестве. Можно со всей уверенностью сказать, что активная жизненная позиция молодого человека прямо связана и зависит от формирования у него в период отрочества развитых общественных и нравственных идеалов, не сводимых к соображениям прагматизма.

Астра Новости