Астрахань, 22 июня 2012г.

Целый комплекс проблем безопасности судоходства в авандельте Волги и северной части Каспия, большинство из которых усугубляется падением уровня моря, обсуждался вчера на совместном заседании совета по морской деятельности и антитеррористической комиссии Астраханской области. «В 2011 году зафиксировано 12 случаев посадок на мель, в том числе двумя иностранными суднами», — напомнил губернатор Александр Жилкин и призвал активизировать работу по поддержанию глубин Волго-Каспийского морского судоходного канала, по навигационно-гидрогра¬фическому обеспечению, подчеркнув, что безопасность судоходства — категория экономическая.

«Хорошо известна значимость каспийских морских путей, входящих в состав трансконтинентальных транспортных коридоров. Каспийский регион является кратчайшим транспортным мостом, связывающим Россию с Ираном и Индией, а Иран и Индию со странами Европы. Вопросы безопасности судоходства в нашем регионе определяют экономическую привлекательность развивающегося транспортного коридора «Север – Юг», — заявил астраханский губернатор Александр Жилкин, открывая заседание.

О том, в какие экономические потери «выливается» для судовладельцев и экспедиторов обмеление Волго-Каспийского морского канала, красноречиво рассказал генеральный директор судоходной компании «Алброс» Михаил Омельченко. «Дважды за последнее время менялись требования к осадке судов – сейчас осадка должна быть 3,8 метра, вместо 4,5 метра. Это значит, недогруз судна равен в среднем 700 тоннам», — сказал Михаил Омельченко. Критически малая глубина канала в сочетании с плохими погодными условиями дает еще один минус – суда вынуждены останавливаться, простаивать порой по нескольку суток. Прекращая движение, капитаны судов, пояснил Михаил Омельченко, руководствуются в первую очередь требованиями безопасности, но это вызывает негативную реакцию сотрудников погранохраны, запрещающих простои в пограничной зоне. Заместитель начальника отдела погранохраны Пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области Игорь Шершнев сказал на это, что проблема, действительно, была, но урегулирована год назад. Однако Михаил Омельченко возразил, что последний случай, когда капитана обязывали продолжать движение в густом тумане, датирован 30 марта этого года. Александр Жилкин, воздав должное сложностям работы пограничников, назвал такое вмешательство в судоходство недопустимым.

Досталось критики и судовладельцам. «Ваши пароходы давно проржавели, а вы все тарифы поднимаете», — сказал Александр Жилкин представителям судоходных компаний, участвовавшим в заседании. Он напомнил о важности контроля за техническим состоянием судов, подготовкой экипажей и рассказал о впечатлениях от своей недавней поездки в Иран: «Страна, по сути, в экономической блокаде, под давлением санкций, а судоходство, портовую инфраструктуру развивает очень активно». Александр Жилкин сообщил, что есть основания рассчитывать на двукратное увеличение грузопотока по коридору «Север — Юг» и подчеркнул, что для этого «обеспечение безопасности судоходства будет играть первостепенную роль».

Участники совещания коснулись всех составляющих обеспечения безопасности судоходства на Каспии. Решено, в частности, что для совершенствования навигации и гидрографии в Волго-Каспийском морском канале будут поставлены лазерные створные знаки. Для снятия проблемы устаревших гидрографических карт, изданных 30-40 лет назад и не соответствующих нынешнему состоянию дна Каспия, совет по морской деятельности обратится в Федеральное агентство геодезии и картографии с предложением открыть для целей картоиздания доступ к результатам исследований Каспия, которые сейчас повсеместно и активно проводятся по частным договорам.

Что касается дна Волго-Каспийского морского судоходного канала, изучать его состояние будут с привлечением научно-исследовательских учреждений, в частности, силами института «Союзморниипроект». На вопрос Александра Жилкина, когда по каналу смогут проходить суда с осадкой 4,5 метра, исполняющий обязанности директора Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт» Николай Ковалев заверил, что это произойдет через месяц.

 

 

 

Источник: Жилкин.ру