«Школьными автобусами» займутся коммерческие организации

Астрахань, 8 февраля 2013г.

Более 21 тысячи «школьных автобусов» сегодня перевозят учащихся от дома до школы и обратно. Такие перевозки особенно необходимы в сельской местности, где расстояние до ближайшей школы порой измеряется километрами.

Госавтоинспекция уделяет особое внимание безопасности перевозок детей и подростков «школьными автобусами». Дорожные происшествия с их участием грозят трагическими последствиями. Один из недавних случаев – 25 января в Свердловской области произошло столкновение «школьного автобуса», который перевозил 12 школьников в возрасте 14-15 лет, с легковым автомобилем. От удара произошло возгорание обоих транспортных средств. Избежать тяжких последствий удалось лишь благодаря решительным действиям водителя автобуса — не растерявшись, он в считанные минуты до возгорания успел вывести всех школьников из салона на улицу.

Впрочем, далеко не всегда водители «школьных автобусов» ведут себя столь безупречно, — различные нарекания и претензии к ним не редки. Так, в этом году несколько таких водителей были задержаны за то, что находились за рулем в состоянии алкогольного опьянения. Такой случай был зарегистрирован, например, в Кемеровской области. Сотрудники ГИБДД задержали на автодороге Новосибирск–Кемерово–Ленинск-Кузнецкий нетрезвого водителя, который перевозил организованную группу детей. В Тюменской области его 50-летний коллега также сел за руль «школьного автобуса» в состоянии опьянения — его сотрудники ГИБДД задержали ночью 2 февраля на автодороге Ишим–Сладково. К счастью, детей в салоне не было. Как пояснил сам водитель, вечером он выпил и поехал на пустом автобусе из деревни Александровка в Ишим.

Сотрудники ГИБДД проводят регулярные проверки «школьных автобусов» и должностных лиц, ответственных за их содержание и эксплуатацию. К сожалению, такие проверки выявляют многочисленные нарушения. Действующее законодательство выдвигает целый ряд требований к безопасности школьных перевозок: это соблюдение режима труда и отдыха водителей автобусов, проведение медицинского контроля, содержание автобусов в технически исправном состоянии, особый порядок организации перевозочного процесса и соблюдения условий безопасности. Как показывают проводимые ГИБДД проверки, нередко должностные лица образовательных учреждений к соблюдению этих требований относятся формально.

Основной причиной сложившегося положения Госавтоинспекция считает недостаточность внимания к проблеме обеспечения безопасности школьного транспорта со стороны региональных и местных властей, а также недостаток финансирования образовательных учреждений. Вопросы, связанные с поддержанием «школьных автобусов» в технически исправном состоянии, а также подбором наиболее квалифицированных водительских кадров и адекватной оплатой их труда, на местах зачастую расцениваются как второстепенные. Между тем средняя зарплата водителей «школьных автобусов» в 2–3 раза ниже, чем у их коллег из коммерческих предприятий.

Решением проблемы может стать закрепление таких автобусов за автотранспортными предприятиями, которые обладают необходимыми условиями обеспечения безопасности перевозок, а также создание специализированных транспортных организаций. Такой положительный опыт в регионах уже имеется. Так, в Калужской области создано государственное казенное учреждение «Школьный автобус», основной целью которого является обеспечение безопасности при перевозках школьников в сельской местности. Наряду с этим предприятие осуществляет и экскурсионные перевозки учащихся. Кроме того, по инициативе ГИБДД и региональных органов управления образованием создан специальный агитационный автобус, который используется для обучения детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на дорогах.

Вопрос безопасности перевозок учащихся «школьными автобусами» был детально рассмотрен на дискуссионной площадке в рамках организованного по инициативе общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» Всероссийского форума учителей сельских школ «Учитель в социальном векторе развития села». Участники дискуссии отметили необходимость целевого финансирования затрат на содержание и эксплуатацию «школьных автобусов», а также на оплату труда их водителей. На форуме была отмечена целесообразность рассмотрения вопросов совершенствования организации детских перевозок на региональных комиссиях по безопасности дорожного движения. Участники дискуссии, кроме того, отметили необходимость скорейшей доработки и утверждения Правил организованной перевозки группы детей автобусами, а также переработки действующих технических требований к конструкции «школьных автобусов», которые бы позволили повысить уровень защищенности детей при перевозках.

Пресс-служба ГУОБДД МВД России

Астра Новости