Самое главное о мерчендайзинге

В современном ритейле существует несколько направлений, призванных оптимизировать продажи и сделать работу торговых объектов самого разного формата более эффективной. Одно из наиболее важных — мерчендайзинг, визуальный и физический. Визуальный мерчендайзинг — это разработка концепции выкладки товаров, предполагающая определенный порядок их расположения и соответствующее оформление торгового зала.

Основная задача всех этих действий — увеличение объёмов продаж. Достигается это путем создания более привлекательных условий покупки и в магазине в целом, и в каждом отделе.

Физический мерчендайзинг предполгает расчёт объёмов выкладки и организацию всех физических действий в торговом зале, направленных на заполнение полок товарами.

Главное — порядок

Мерчандайзинг требует упорядоченного подхода к торговле, поэтому специалисты данного направления следят за тем, чтобы в магазине всегда имелся запас товара и происходила его ротация по принципу FIFO. Еще одна задача мерчендайзеров — следить за расположением товара в основном месте продаж  и на дополнительном оборудовании.

При выборе места обязательно учитывается несколько параметров: расположение товара относительно хода движения покупателей и конкурирующих марок, расстояние от пола. Еще один важный момент — представление продукции, здесь важны чистота, число фейсингов, актуальный ценник и наличие фирменных POS-материалов.

Мерчендайзинг в торговых сетях должен проводиться в соответствии с имеющимися планограммами магазинов. Расположение товаров регулируют на двух уровнях: на уровне торгового зала и на уровне полки. И если план распределения торгового оборудования по залу может быть разработан еще на этапе проектирвония магазина, то размещение на стеллажах и витринах товарных групп происходит позже. Имеет значение и цена изделий и продуктов, и их объём, и вес, и многие другие параметры.

Каждый мерчендайзер преследует несколько целей. Ему нужно, чтобы представляемый им товар доминировал в  местах продажи и чтобы была сформирована благоприятная атмосфера для покупки. Он должен быть представлен таким образом, чтобы покупаетль сделал свой выбор в пользу него, не в пользу товара-конкурента.

Всему свое место

Грамотный мерчендайзинг в розничных сетях дает возможность увеливать рост незапланированных покупок и оптимизировать трудозатраты на обслуживание ассортимента. Эффективная планограмма магазина заметно облегчает труд персонала и сокращает время на обслуживание торгового зала.

Планограмма магазина — это элемент визуального мерчендайзинга. При ее составлении, как и при проектировании магазинов, есть место творчеству. Каждый магазин может иметь свои особенности, а не становиться точной копией других объектов сети. В то же время планограмма дисциплинирует и ограждает магазины от вольной трактовки принятых правил выкладки сети.

Обычная планограмма магазина — это схематичное изображение того, как располагаются товары на стеллажах. Размещение ассортимента в каждой компании объединено едиными принципами выкладки. Использование таких схем — прекрасная возможность эффективного управления торговым пространством и инструмент помощи менеджменту компании. Эти документыы позволяют персоналу знакомиться с концепцией мерчендайзинга, а менеджменту контролировать соблюдение стандартов.

Существует четыре основных пункта, учитываемых при проектировании магазина и создании его планограммы. Прежде всего речь идет о дереве принятия решений в категории; затем мы говорим о роли картегории и роли товара в категории. Свою роль при выборе места для товара играет его цена и такие физические свойства, как вес и размер (иногда учитывается и цвет продукции).

В торговой сети могут использоваться «побрендовые» и «пофейсинговые» планограммы. Для того, чтобы получать отдачу от работы системы мерчендайзинга в магазине, необходимо постоянно следить за безусловным выполнением планограмм на всех местах продаж.

 

Компания «Атлантикс» — производитель торгового оборудования.

 

Астра Новости