Проект на Каспии может подвести компанию под международные санкции

Россия активно ищет новые сферы сотрудничества с Ираном. Как стало известно «Ъ», сразу два игрока судостроительного рынка — ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) и ОАО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького» — готовы организовать в этой стране строительство транспортных и добывающих судов для разработки шельфовых месторождений на Каспии. Между тем действующие против Ирана международные санкции чреваты для ОСК политическими рисками, которые могут осложнить реализацию совместного с французами проекта по строительству в России двух вертолетоносцев типа Mistral.

То, что российские судостроители заинтересованы в реализации проектов в Иране, следует из протокола 9-го заседания постоянной российско-иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (имеется в распоряжении «Ъ»). «Российская сторона проинформировала иранскую сторону о готовности ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» организовать строительство транспортных и добывающих судов, морской техники, а также обеспечить поставку продукции российского судового машиностроения и приборостроения в рамках возможного сотрудничества между российскими и иранскими компаниями по разработке нефтегазовых месторождений в ИРИ»,- говорится в документе.

С Ираном планирует работать и ОАО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького» (74,99% принадлежит ОАО «ХК «Ак Барс»» и 25% — Минимуществу Татарии). В протоколе указано, что предприятие готово сотрудничать с иранскими судостроительными компаниями Farasakhel и Sadra «в области поставок морских гражданских судов, судов класса река-море, барж». Farasakhel, производственная база которой находится в Бендер-Аббасе, ведет строительство судов, предназначенных для транспортировки сжиженного природного газа. В 2004 году она приобрела во Франции соответствующую концессию. Sadra Group занимается строительством буровых платформ. В 2009 году была введена в строй первая на Каспии буровая платформа «Иран-Альборз», построенная СП с участием Sadra (95%) и шведской GVA. Платформа весом 14 тыс. тонн может работать на водных глубинах до 1030 м и бурить морское дно вглубь еще на 6 тыс. м. Иран занимает второе место после Саудовской Аравии среди стран ОПЕК с уровнем добычи нефти 3,59 млн баррелей в сутки.

ОСК может использовать для строительства нефтяных платформ в интересах Ирана предприятия группы «Каспийская энергия», около 80% акций которой корпорация может консолидировать в ближайшее время. Летом Федеральная антимонопольная служба выдала Хабаровскому судоремонтному заводу, который входит в ОСК, разрешение на покупку 41% акций компании. По данным источников «Ъ», еще 40% «Каспийской энергии» собирается купить некий портфельный инвестор для последующей перепродажи этого пакета ОСК.

В «Каспийскую энергию» входят инжиниринговый дивизион «Центр морских технологий «Шельф»», Астраханское судостроительное производственное объединение, которое включает три завода — «Лотос», «Астраханский корабел» и Завод имени III Интернационала, а также сервисный дивизион по обслуживанию морских платформ «Крейн Марин Контрактор».

Впрочем, в ОСК официально комментировать проекты в Иране отказались. Однако, источник, знакомый с ситуацией, сообщил «Ъ», что партнерство находится «на ранней стадии» и его результаты, возможно, «будут в 2012 году». Ранее источники, близкие к корпорации, рассказывали «Ъ», что через «Каспийскую энергию» ОСК хочет получить доступ к проектам ЛУКОЙЛа по строительству платформ и судов для освоения нефтяных месторождений Каспия. «Каспийская энергия» уже построила за 20 млрд руб. нефтяную платформу имени Корчагина, которая начала работать на каспийском месторождении ЛУКОЙЛа в 2010 году. ОСК интересуется тендером ЛУКОЙЛа на строительство платформы для месторождения Филановского, освоение которого планируется с 2015 года.

В «Каспийской энергии» «Ъ» сообщили, что сейчас варианты сотрудничества с Ираном «не прорабатываются из-за технических характеристик иранского шельфа» и «сложностей в политической ситуации». При этом в компании признали, что в Иране есть лишь один завод по производству техники для освоения каспийского шельфа.

Но Надежда Малышева из PortNews считает, что использование ОСК мощностей «Каспийской энергии» для иранских проектов «вполне возможно». «Кроме того, ОСК может задействовать для строительства нефтегазовозов мощности нижегородского завода «Красное Сормово», 100% акции которого корпорация может консолидировать до конца года. Строительство судов такого класса может быть осуществлено также на мощностях Выборгского завода, к которому корпорация давно проявляет интерес»,- добавляет госпожа Малышева.

Российских судостроителей не останавливает то, что против Ирана действуют международные санкции. Инициатором введения торговых ограничений стало правительство США (они действуют с 1979 года). «Гражданам США запрещено оказывать услуги, включая финансовые, а также осуществлять поставку товаров или технологий, которые принесут пользу иранской нефтяной промышленности»,- указано на сайте управления Минфина США по контролю за иностранными активами. Американское правительство также подвергает санкциям предприятия третьих стран, нарушающих условия американского эмбарго. Впоследствии в связи с развитием ядерной программы Ирана санкции поддержал Совбез ООН. Летом 2010 года они были вновь ужесточены. Вслед за США Евросоюз утвердил собственные, более жесткие санкции в отношении Ирана, нацеленные против его нефтяной и газовой промышленности. К антииранским санкциям присоединилась и Россия: президент Дмитрий Медведев подписал соответствующий указ.

Впрочем, ни в новой резолюции Совбеза, ни в последовавшем за ней указе президента РФ N1154 ни Farasakhel, ни Sadra Group не фигурируют в списках организаций, против которых действуют международные санкции. Однако в этих документах указана Islamic Republic of Iran Shipping Lines (госкомпания, являющаяся главным судовладельцем Ирана, владеет 115 судами), а также три ее дочерние компании — South Shipping Line Iran, Irano Hind Shipping Company и IRISL Benelux NV.

Потенциальные политические риски, связанные с работой в Иране, могут осложнить для ОСК реализацию совместного с французами проекта по строительству в России двух вертолетоносцев типа Mistral, считает управляющий партнер юридического бюро «Вегас Лекс» Альберт Еганян. «Сам Евросоюз вряд ли станет инициировать новые санкции против Ирана,- рассуждает эксперт.- Но если Госдеп США поместит иранских партнеров ОСК в свой черный список, вероятность того, что подобным образом поступят и в ЕС, крайне высока. И тогда под санкции подпадут и партнеры иранской компании». Напомним, что контракт на €1,2 млрд предусматривает покупку двух Mistral и строительство еще двух вертолетоносцев в России, которые будут производиться ОСК по лицензии.

 

Источник: http://www.akm.ru

Астра Новости