Астрахань, 31 октября 2012г.

Другие новости

Мнение: о ценах без эмоций

Наше общество продолжает стремительно автомобилизироваться, а потому и голос автомобилистов слышен в нем все громче. И одно из утверждений, которое этот голос практически постоянно и безапелляционно укрепляет в умах россиян, что якобы бензин продолжает непомерно дорожать. Все в это верят, а торговцы на рынках даже приводят в качестве одного из главных аргументов в пользу, например, роста цен на овощи местного происхождения.

Но вот что пишет об этом Астраханьстат: «В сентябре 2012 года индекс потребительских цен на бензин автомобильный составил 100,6%, за период с начала года – 103,7%, индекс цен производителей – 100% (с начала года — 88,1%)». То есть топливо для железных коней астраханцев где-то если и дорожает, то уж как-то вяло, а у производителей отпускные, надо понимать, цены и вовсе падают.

Но это все на малом временном отрезке. А может, посмотреть на проблему с учётом известной парадигмы, в которой говорится, что большое видится на расстоянии?

На самом деле подорожание всегда носит относительный характер. Ну, например, автомобилисты в данном случае могут сказать, что бензин дорожает быстрее, чем растёт их заработная плата. Но это будет не специфическим утверждением, ведь многие из нас или даже большинство привыкли говорить, что почти все дорожает быстрее, чем растут их номинальные доходы, что истинная инфляция во много раз превосходит официальные цифры по ней.

Гораздо более наглядным и отражающим действительное положение дел было бы сравнение между собой степени подорожания различных товаров на длительных промежутках времени. Лучше всего сравнивать с советскими годами эпохи Брежнева, по мнению многих наших соотечественников, спокойными и стабильными, по крайней мере, в отношении цен. На самом деле они и тогда росли, только не самовольно, а по указке кремлёвского руководства и на «отдельные группы товаров». Были и цены на так называемых колхозных рынках, которые вели себя по законам спроса и предложения.

Так вот, в середине восьмидесятых годов литр бензина сорта АИ-92 для частников стоил 40 копеек. Сейчас максимальная его цена на астраханских АЗС – 27 рублей 50 копеек за литр. То есть в номинальном выражении он подорожал с тех пор в 68,75 раза (А-95 тогда в свободной продаже не было, как и надобности в нем).

А вот 1 КВт/час электроэнергии для горожан в домах без стационарных электрических плит (которые устанавливались вместо газовых) стоил в 1980-е 4 копейки. Сейчас в Астрахани – 3 рубля 15 копеек. Подорожание – в 78,75 раза. То есть электричество выросло в цене явно сильнее. Билет на проезд в городском автобусе стоил 5 копеек, сейчас – 12 рублей. То есть в 240 раз больше! На самолёт до Москвы – 29 рублей. Сейчас в среднем от 5,5 до 6 тыс. рублей, естественно – в эконом-классе, среднее подорожание в номинальном выражении составило около 200 раз.

А теперь давайте оценим — во сколько раз увеличились пенсии и зарплаты. Максимальная пенсия рядового пенсионера составляла в 1980-х 130 рублей в месяц. Сейчас где-то 12-14 тыс. Но для этого надо достигнуть возраста 80 лет. Кто моложе, получает меньше. Понятно, что и тогда, и сейчас разброс ниже этого потолка был достаточно большим. Поэтому для верности будем считать, что средняя пенсия к нынешним временам поднялась не в 100, а в 90 раз. Зарплата среднего рабочего составляла тогда 150-200 рублей в месяц. Сейчас, хотя заводов, конечно, осталось мало, уже никак не меньше 15-20 тыс. рублей в месяц. Водитель городского автобуса в Астрахани тогда получал примерно 200 рублей, сейчас от 25 до 35 тысяч. А кондуктор получает 15-20 тыс. вместо тогдашних 80 рублей. Рядовой продавец получал 75-80 рублей.

Сейчас (рассматриваем только большие магазины, так как у частных предпринимателей, как правило, процветает серый нал, и кто там сколько получает, до сих пор не совсем понятно) рядовые продавцы в больших магазинах получают уж никак не меньше 10 тыс. в месяц.

Если же брать зарплаты, например, плавсостава торгового флота, коего в Астрахани и сейчас немало, то они минимум в 150 раз подскочили. То есть если мы берём в расчёт, что средние пенсии и зарплаты с 1980-х годов в среднем выросли в 100 раз, то действительность этим точно не приукрасим (на самом деле и 140 может не быть преувеличением). А цена бензина АИ-92, напомним, выросла в 68,75 раза. И тут уж точно жаловаться на дороговизну горючего автомобилистам не пристало. Наоборот, может быть, пробки у нас по Астрахани кругом оттого, что бензин так дёшев?

Некоторые могут сказать, что вот продукты питания подорожали явно ещё меньше, чем бензин. Да, это так, хотя какие из них брать к сравнению. Вот, например, говядина в Астрахани в середине 1980-х стоила 4 рубля за килограмм, и именно тогда она была хотя бы в относительно свободной продаже. До 1984 года и после 1989-го – это был продукт, в очередях за которым нередко натурально дрались, а очереди имели и ночную смену с пересчётами и записью номеров. Мы берём в расчёт фиксированную «коопторговскую» цену. Кто-то скажет, что была ещё и «государственная цена» в 1 рубль 90 коп. за килограмм, но это несерьёзно. Цена-то была, да самого продукта по ней для массового потребителя не было.

Сейчас на астраханских рынках говядину с тогдашней долей костной массы можно купить и за 200, и даже за 190 рублей за килограмм. С меньшим – за 230. То есть в среднем она подорожала в пятьдесят раз. Буханка подового хлеба стоила 26 копеек, сейчас – 22 рубля. А это уже подорожание в 84,6 раза. Хотя есть сейчас и более дешёвый хлеб — у сельских производителей и небольших пекарен.

Правда, бензин – это жидкость, а некоторые жидкости для употребления их внутрь человеком подорожали куда меньше. Водка, к примеру, до горбачёвского сухого закона стоила в магазинах по 5,30 и 6,25 за пол-литровую бутылку. Сейчас минимально – 125 рублей. Если 5,30 принять за тогдашнюю минимальную цену, нынешняя минимальная выше всего в 23,58 раза. Но мы уже слышали, что правительство собирается к 2020 году довести минимальную цену за те же пол-литра до 1000 рублей.

Впрочем, сегодня автомобилистам от спиртного лучше совсем воздерживаться, а также и от кефира с квасом, сигарет и даже обычного шоколада: ведь нулевую ставку по промилле пока так и не отменили. Учитывая остроту проблем на дорогах, водителям не стоит особо жаловаться на растущую дороговизну. Во всяком случае – по поводу перманент­ного дорожания «пойла» для своих железных коней.

 

 

 

 

Источник: www.volgaru.info

Это интересно