Астраханец говорит, что у него украли сценарий блокбастера «Кочевник»

Астрахань, 13 марта 2012г.

Первый совместный казахстано-американо-российский фильм 2005 года «Кочевник» был снят известным режиссером Сергеем Бодровым-старшим и обошелся в баснословную сумму — 34 миллиона долларов. Сценарист и кинорежиссер из Астрахани Карл Исабеков, долгое время проработавший на студии «Казахфильм», уверяет, что сценарий эпической картины принадлежит ему.

«Денег на эпические съемки нет»
Уроженец Володарского района Астраханской области, Карл Шугаевич работал на студии «Казахфильм» с 80-х годов. Был режиссером, сценаристом. Его фильм «Жестокий лик застоя» в 1989 году транслировался по всем экранам Советского Союза.
В 90-е Карл Исабеков был избран директором творческого объединения художественных фильмов. Тогда же родилась мысль о создании исторического кино, в основу которого легли бы реальные события — освободительная война казахов против джунгарских завоевателей. В сценарии было место и романтической линии, и приключениям.
— Там задумывались масштабные батальные сцены – мы даже договорились с Министерством обороны, что нам помогут в съемках, — рассказывает Карл Шугаевич. – Я сдал сценарий сценарной комиссии. Но на «Казахфильме» заявили, что денег на такие эпические съемки нет.
Вскоре наш земляк уехал из Казахстана. А в 2005 году на мировые экраны вышел знаменитый «Кочевник», снятый «Казахфильмом» совместно с «ХХ век Фокс». Одним из режиссеров был Сергей Бодров-старший, сценаристами выступала целая группа во главе с Рустамом Ибрагимбековым. А в ролях засветились известные актеры Марк Дакаскос и Джейсон Скотт Ли.
— Посмотрев кино, я был в шоке. Там явно многое было взято из моего сценария. А меня даже не поставили об этом в известность! – возмущается астраханец.
Письмо на студию осталось без ответа. Теперь Карл Шугаевич планирует отправиться в Москву на встречу со сценаристом Рустамом Ибрагимбековым и узнать, почему так получилось. По некоторым данным, только команда сценаристов за участие в фильме получила миллион долларов.

Автор фильма Карл Исабеков.jpg

Автор фильма Карл Исабеков хочет встретиться со сценаристами «Кочевника».
Из журналистов – в режиссеры
Нашему земляку не впервой отстаивать свои интересы. Прожив до 20 лет в астраханском селе, он в одиночку отправился в Ростов. Получил журналистское образование на одной из лучших кафедр журналистики – в Ростовском университете. К этому выбору Карла подтолкнул случайно увиденный фильм «Журналист».
После окончания вуза астраханец поехал в Москву, получив добро на работу в ИТАР-ТАСС. Но начинавшуюся благополучную карьеру похоронила неосторожная инициатива.
Шел 1980-й год, но Карл уже предчувствовал будущий распад Советского Союза. Так родилась автобиографичная повесть о молодом журналисте, пишущем критические статьи о развале экономики. Герою повести не удается опубликовать свои статьи – так и автор книги не смог напечатать свое произведение. Он получил упреки в антисоветских настроениях и надолго попал в черный список «нежелательных авторов».
Об этом черном списке Карл узнал только спустя 10 лет. А пока ему – некогда подающему большие надежды дарованию — всюду стали отказывать в работе.

Спасительным кругом стало предложение о сотрудничестве со студией «Казахфильм» от председателя комитета по кинематографии Казахской ССР Олжаса Сулейменова. Карл переехал в Казахстан, а затем окончил отделение режиссуры местного университета.
Здесь наш земляк снимает несколько фильмов, среди которых в качестве второго режиссера – «Кто ты, всадник?» с Леонидом Ярмольником, Михаилом Светиным и Владимиром Головиным.
В 1989 году Карл снимает фильм, который показывали потом в 72 странах. В основу документальной ленты «Жестокий лик застоя» легла история о реальном уголовном деле. Сын председателя Верховного Совета Казахской ССР после совершения серии убийств благодаря высокому покровительству пять лет оставался безнаказанным, и был осужден только с началом перестройки.
Кстати, во время работы Карла Исабекова на должности директора творческого объединения художественных фильмов вышли знаменитые «Игла» и «Конечная остановка». Но затем развалился СССР, и жизнь астраханца снова круто поменялась.Покушения и эмиграция
В 90-х сын режиссера попал в больницу. Ему сделали операцию, но состояние ребенка ухудшалось. Карл провел независимое расследование и выяснил, что в клинике использовалось запрещенное оборудование, устаревшее еще в 50-х годах. Факты были преданы огласке, на медиков завели уголовное дело. А Исанбекову стали мстить.
— Меня дважды пытались сбить машиной, — рассказывает Карл Шугаевич. – В первый раз я сумел отскочить, во второй – нет. Автомобиль караулил прямо возле дома.
С 12-ю переломами в тяжелом состоянии мужчина попал в реанимацию. Потом еще полтора года скитался по больницам. Поврежденный позвоночник еще долго не позволял работать с камерой.

Несколько лет спустя Карл с женой и сыном переехали в Германию. Там на студии молодежных программ он снял несколько фильмов, выигравших в том числе и престижные киноконкурсы.
Но через 10 лет на чужбине проснулась тоска по родине.
— Немцы вежливые, но общаешься с ними – как будто за стеклянной стеной. Нет той открытости, добродушия, свойственных россиянам, — описывает он.
В 2009 году Исанбеков вернулся в Астрахань. Снял два документальных фильма об истории казахского орнамента и астраханском казачестве. Оба удостоились призов IX Открытого регионального конкурса видео- и анимационных фильмов «Радуга».
— Сейчас мечтаю открыть в Астрахани студию детско-юношеских фильмов и школу молодых кинодеятелей, — признается режиссер.

Источник: ИД «Провинция»

Астра Новости