10 октября глава Росавтодора Роман Старовойт провёл рабочее совещание с вице-губернатором — председателем Правительства Астраханской области Константином Маркеловым по вопросам развития дорожной инфраструктуры на территории региона.

Стороны обсудили намерения администрации субъекта принять участие в отборе на получение государственного гранта в рамках программы «Безопасные и качественные дороги». Напомним, что в целях вовлечения в реализацию данного приоритетного направления широкого круга регионов на федеральном уровне обсуждается возможность предоставления поддержки из госбюджета в объёме ориентировочно по 500 млн рублей для десяти наиболее активных и успешных субъектов Российской Федерации (с городами с численностью населения от 500 до 800 тысяч человек).

Также Роман Старовойт отметил, что в планах Росавтодора за три года отремонтировать (в том числе капитально) 245 километров федеральных трасс на территории Астраханской области. В этом сезоне будет приведено в нормативное состояние 65 километров федеральных трасс. В 2017 году дорожники отремонтируют 87 километров, в 2018-м — 93 километра. В результате к началу 2019 года 85% федеральных дорог на территории субъекта будут соответствовать всем стандартам качества.

При этом в ходе совещания было отмечено, что за последние четыре года из дорожного фонда Астраханской области на другие целевые направления регионального бюджета было изъято более 1,5 млрд рублей. В связи с этим глава Росавтодора призвал региональных коллег более эффективно работать с собственным дорожным фондом и обеспечить стопроцентное доведение собираемых в него средств до объектов дорожной инфраструктуры. Константин Маркелов пояснил, что изъятие средств дорожного фонда было вынужденной мерой, на которую правительству региона пришлось пойти, чтобы компенсировать выпавшие доходы регионального бюджета. В данный момент Астраханской областью ведутся переговоры с Министерством финансов о возвращении средств в региональный бюджет. При принятии положительного решения средства дорожного фонда будут возмещены.

В качестве потенциального источника поддержки региональных дорожных проектов Роман Старовойт предложил рассмотреть возможность их софинансирования за счёт сборов системы «Платон». Для этого финансовая модель строительства будущей дороги или мостового перехода должна предусматривать вложение частных инвестиций. Кроме того, для подачи соответствующей заявки в Росавтодор необходимо подготовить транспортную модель проекта и получить утверждение проектно-сметной документации в государственной экспертизе.

В качестве потенциальных объектов для реализации по схеме трёхстороннего финансирования (из федерального и регионального бюджетов, а также на средства частного инвестора) могут рассматриваться Северный обход города Астрахани и новый мост через Волгу в Наримановском районе Астраханской области. В перспективе данная инфраструктура может стать частью международного транзитного коридора, который составит конкуренцию действующему маршруту «Европа — Западный Китай» за счёт сокращения протяженности пути на 400 километром (при движении транспорта от границы Астраханской области на Волгоград и далее по федеральной трассе на Москву, Санкт-Петербург и до границы с Финляндией).

Стороны договорились, что в октябре в Астрахани состоится встреча с участием федеральных экспертов, которые определят возможность реализации данного проекта на местности. В дальнейшем потенциальным инвесторам предстоит просчитать смету, из которой и будет понятно, насколько выгодным станет участие в строительстве транспортного коридора на условиях государственно-частного партнёрства. При положительном решении экспертного совета и заинтересованности инвестора реализацию проекта можно будет начать уже в 2018 году.

Также участники встречи обсудили возможность участия Росавтодора в капитальном ремонте моста в створе улицы Анри Барбюса. Соответствующая заявка от Астраханской области уже подана, Федеральное дорожное агентство будет рассматривать её при формировании бюджета на следующий год. Требуемая сумма составляет 2 015,6 млн рублей, которую Астраханская область рассчитывает получить за три года: 800 миллионов в 2017 году, 600 — в 2018-м и 615,6 в 2019-м. В общей сложности такое софинансирование из Федерального бюджета покроет 90 % расходов на капитальный ремонт моста. Оставшиеся 10 % планирует выделить бюджет МО «город Астрахань». Поддержка из федерального бюджета может быть оказана по программе ремонта уникальных искусственных сооружений, к которым и относится мост через Волгу.

«Для нас имеет огромное значение взаимодействие с Росавтодором по вопросам ремонта и поддержания в надлежащем состоянии дорог федерального значения на территории Астраханской области. Я рад, что мы нашли взаимопонимание с руководством Федерального дорожного агентства. Со своей стороны правительство региона сделает все возможное, чтобы войти в программу „Безопасные и качественные дороги“, так как это позволит значительно улучшить качество дорог, а значит и качество жизни астраханцев», — отметил Маркелов.