Формирование у дошкольников образа человеческого жилья

Годы, прошедшие со времени провозглашения СНГ, ознаменованные интенсивной разработкой и утверждением концептуальных основ возрождения и обеспечения жизнедеятельности национальной системы образования, направлением ее на принципиально новые общественно-политические и социально-культурные ориентиры. Среди ведущих задач модернизации содержания и гуманизации целей дошкольного образования видное место предоставляется целостному подходу к развитию личности, приобщению ребенка к системе ценностей, культуры и традиций народа. Эта проблема приобретает особое значение в дошкольной области, так как становление личности начинается в дошкольном возрасте, когда происходит естественная интеграция в духовный мир и традиционное жизненное устройство народа, формируется ценностное отношение к родному краю и культурным ценностям своего народа. Человек живет в своем пространстве — пространстве дома. Пространство жилища человека выступает целостностью, что защищает его от неблагоприятных условий, влияний окружающего мира, причем не только природных (дождь, снег, холод, жара), но и социальных (понимание или недопонимание, опасность морального или физического унижения и т. д.). Люди воспевали свой дом как пространство жизнедеятельности, комфорта и уюта, где прятались от непогоды, воспитывали детей, отмечали праздники. К сожалению, сегодня пространство своего жилья ребенок все чаще видит в предметном окружении и реже — в эмоциональном комфорте, что определяется уютом, благополучием, взаимопониманием.
Подтверждением этого являются данные констатирующего эксперимента, который проводился с детьми старшего дошкольного возраста по формированию обобщенного образа человеческого жилья. В ходе этого исследования были выявлены специфические особенности формирования обобщенного образа человеческого жилья. У большинства старших дошкольников (78%) преобладает предметное представление своего жилья, а в меньшей степени (22%) представлены люди, которые создают определенную атмосферу уюта, заботы, понимания или наоборот. В ходе беседы со старшими дошкольниками оказался тот факт, что в предметном окружении человеческого жилья преобладают технические средства: телевизор, видео, мобильные телефоны, компьютер и т.п. (93%). На вопрос: “есть ли у тебя дома книги, семейные альбомы, альбомы для рисования, краски, карандаши?” утверждающий ответ был у 82% детей. Однако 68% сказали, что больше любят смотреть телевизор, играть в компьютерные игры с помощью компьютера или мобильного телефона.
По нашему мнению, такие данные связаны с тем, что для большинства родителей важным является самостоятельная занятость ребенка в течение определенного времени и недостаточное внимание совместной деятельности: разговорам, рассказам и т.д. Об этом факте свидетельствуют и рисунки детей, где предлагалось нарисовать свой дом и семейный ужин: 21% детей отразили только себя за столом. “Дом” для человека имеет несколько значений, которые имеют единство и эмоциональную окраску: это крыша, защита от внешних воздействий, где можно укрыться от непогоды; это место проживания, официальный адрес, где можно найти человека, написать письмо то есть место в пространстве социального мира, где он находится; образ жизни семьи, теплый и уютный очаг, где человек чувствует, что на него ждут и понимают, радуются успехам, сопереживают. Именно в детской субкультуре понятие “место” имеет важное и насыщенное смыслом значение, ведь оно является важной и первичной категорией в познании ребенком предметного мира: для малыша существовать значит занимать свое место в пространстве. Нам часто приходилось слышать от детей: “Это мое место”, “Я покажу тебе одно место” и т. д. И, наконец, поставим акцент на том, что усвоение необъятного мира в его целостности и разнообразия начинается с родного дома, своей семьи, то есть, с неотъемлемой частички своей “маленькой родины”, членом которой она является.
Астра Новости