Установка мизансцен при видеосъемке

Термин установка мизансцен унаследован от театральных постановок для описания движений актеров на сцене. Представление режиссера об установке мизансцен оказывает большое влияние на расстановку камер и других элементов, указываемых в плане съемки.
Естественно, что движения актеров приходится ограничивать пределами съемочной площадки или находящимися в фокусе и хорошо освещенными участками. В то ж время эффективная установка мизансцен не менее, а иногда и более важна, чем диалоги для сообщения зрителям нужной информации и эмоций. Те же правила можно применить и для компьютерной анимации или, например, для создания видео заставки с Днем рождения.
Те, кто обучают искусству написания сценариев, нередко рассматривают понятие «персонаж» как сумму его действий. С театральной точки зрения установка мизансцен определяет действие актера на определенном участке игровой или съемочной площадки. Конечно, важную лепту в формирование персонажа вносит и диалог. Но, как и в жизни, зрителей больше убеждают конкретные действия персонажей, а не то, что они, по их словам, собираются делать.
Установка мизансцен должна повторяться от одного дубля к другому, иначе в монтируемых кадрах съемки может быть нарушена последовательность. Кроме того, при слишком большом расхождении в установке мизансцен трудно заранее сказать, насколько снятая сцена соответствует ее визуальному представлению в раскадровке или в плане съемки. Импровизирующие режиссеры, которые допускают спонтанное отклонение действий актеров от установки мизансцен, должны быть готовы к тому, чтобы потратить больше времени в процессе монтажа на поиск путей сохранения последовательности в смонтированных дублях.
Те создатели фильмов, которые предпочитают импровизированные методы, нередко критикуют кинематографистов, придерживающихся структурных подходов к съемке, за отсутствие спонтанности в их фильмах вследствие заранее проведенной установки мизансцен.
Импровизирующие режиссеры доверяют своим актерам, позволяя им самим решать, куда направить движения своих тел в решающий момент сцены. В итоге действие может получиться более реалистичным и интересным для зрителей, чем заранее предусмотренное по сценарию или раскадровке.
Но ожидать от актера импровизированных действий, выходящих за рамки установленных мизансцен, на съемочной площадке весьма рискованно. У некоторых режиссеров и студий это неплохо выходит, хотя такой подход требует большого опыта и удачи в отношении расстановки камер и освещения, поскольку действия актера заранее неизвестны.
В качестве приемлемого компромисса можно выделить достаточно времени для репетиций в подготовительный к съемкам период, читая отдельные сцены с актерами. При этом необходимо предоставить им возможность сыграть сцену, чтобы понаблюдать за их естественными движениями. А после репетиции (но задолго до съемок) можно спланировать съемки с учетом установки мизансцен, проведенной в ходе репетиционного процесса.

Астра Новости