Реализация приоритетного нацпроекта «Образование» на территории Астраханской области

Астрахань, 1 августа 2013г.

В июле министр образования и науки Астраханской области Виталий Гутман представил информацию о новинках регионального образования в ходе планового отчёта губернатору Александру Жилкину.

Совещание состоялось в здании будущего школьного технопарка, где можно с нуля воплотить в «железе» практически любую электронную разработку, 3D-принтер за считанные минуты распечатывает макет даже самой смелой дизайнерской идеи, а также лазерный станок, лаборатория робототехники и современная телестудия со всем комплексом монтажного оборудования и новейшего программного обеспечения. Технопарк начнет работу 1 сентября.

Модернизация региональной системы образования продолжена в 2013 году в соответствии с долгосрочной отраслевой целевой программой «Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2011-2015 годы».

В 2013 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» реализуются мероприятия по следующим направлениям:

— повышение уровня воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях (дополнительное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя);

— денежное поощрение лучших учителей;

— государственная поддержка талантливой молодёжи.

В рамках отчета министр подробно осветил статус работы с педагогическим составом области. В январе-июне 2013 года (включительно) вознаграждение за выполнение функций классного руководителя получили 5136 педагогических работника общеобразовательных учреждений региона, в том числе – 2660 человек в размере 1 тыс. рублей и 2476 человек – дифференцированно, исходя из наполняемости классов.

За отчетный период на выплату вышеуказанного вознаграждения выделено: из федерального бюджета – 57663,75 тыс. рублей, из бюджета Астраханской области с учетом сохранения ранее имеющихся надбавок за классное руководство – 31518,4 тыс. рублей.

В рамках направления «Поощрение лучших учителей» в апреле-мае текущего года проведен конкурс по отбору лучших учителей образовательных учреждений

Астраханской области на получение денежного поощрения из федерального бюджета в 2013 году, в котором принял участие 31 педагогический работник региона.

По итогам вышеуказанного конкурса 8 учителей области получат денежное поощрение из федерального бюджета в размере 200 тыс. рублей.

В рамках федерального проекта «Реализация Комплексов мер по модернизации региональных систем общего образования» Правительством Астраханской области заключено соглашение с Министерством образования и науки Российской Федерации «О предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджету Астраханской области на модернизацию региональной системы общего образования» от 14.03.2013 № 08.G64.24.0055.

Объём предоставленных субсидий из федерального бюджета бюджету Астраханской области на реализацию вышеуказанного проекта в 2013 году составил 393297 тыс. рублей. Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Астраханской области, по вышеуказанному соглашению составил 20700 тыс. рублей.

В ходе реализации мероприятий Комплекса мер по модернизации системы общего образования региона средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений Астраханской области в декабре 2012 года составила 22 219 рублей или 130,5 % от средней заработной платы в экономике региона за 2011 год (17022 рубля).

В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений региона составила в декабре 2012 года 20 919 рублей или 101,1 % от средней заработной платы в экономике региона (20 693,7 рублей).

Всего за 2012 год на повышение заработной платы вышеуказанных категорий работников сферы образования из бюджета Астраханской области выделено 507,3 млн. рублей.

По состоянию на 01.06.2013 средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений Астраханской области по оперативным данным составила 21567 рублей (107,5 % от средней зарплаты в экономике региона).

Средняя заработная плата учителей на отчётный период составила 22607,4 рублей (112,7 % от средней зарплаты в экономике региона).

Дополнительная информация:

Дошкольное образование

Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений по итогам пяти месяцев 2013 года составила 14898 рублей.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.06.2012 № 459 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году» Астраханской области будут предоставлены финансовые средства в размере 511,974 млн. рублей, что позволит создать дополнительно около 3000 мест дошкольного образования за счет:

— более эффективного использования помещений дошкольных образовательных учреждений;

— реконструкции зданий дошкольных образовательных учреждений, капитальных и текущих ремонтных работ;

— возврата в систему дошкольного образования зданий и помещений, используемых не по назначению;

— строительства новых учреждений дошкольного образования;

— приобретения зданий и помещений для реализации программ дошкольного образования;

— развития новых иных форм предоставления дошкольного образования.

В настоящее время министерством образования и науки Астраханской области ведется работа по согласованию муниципальных поэтапных программ («дорожных карт») ликвидации очередности детей в дошкольные образовательные учреждения, объёмов средств федерального бюджета выделяемых муниципальным образованиям.

Учебная литература

В связи с введением новых ФГОС общего образования с 2011 года, министерство образования и науки Астраханской области осуществляет централизованную закупку учебно-методических комплектов (УМК) для всех обучающихся классов, вошедших в эксперимент по апробации УМК.

За период 2011 – 2013г.г. в соответствии с требованиями ФГОС, обеспечены УМК все обучающиеся 1-3 классов и обучающиеся 5-6 классов, участвующих в эксперименте, на общую сумму 108 536 393,45 рублей.

На 2013/14 учебный год обеспечены УМК:

Учащиеся начальной школы – 76,1% от общего количества учащихся НОО по Астраханской области.

Учащиеся 5-х классов – 64% от общего количества учащихся по Астраханской области.

Учащиеся 6-х классов – 35% от общего количества учащихся по Астраханской области.

В настоящее время министерством образования и науки Астраханской области формируется потребность учебной литературы для обеспечения максимальной укомплектованности библиотек общеобразовательных учреждений Астраханской области.

Правительство Астраханской области изыскивает возможность увеличения объемов денежных средств, выделяемых для обеспечения максимальной укомплектованности библиотек общеобразовательных учреждений учебниками и учебными пособиями в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/14 учебный год, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067.

В 2013 году в целях развития единой системы организации дистанционного образования Астраханской области, подготовлена концепция создания государственного автономного общеобразовательного учреждения «Центр дистанционного обучения».

Определены следующие направления деятельности Центра:

— организация и координация работ в области дистанционного образования Астраханской области;

— осуществление организационно-методического, программного сопровождения, совершенствование и развитие дистанционного образования в регионе;

— участие в разработке новых информационных и обучающих элементов системы дистанционного образования;

— координация работы дистанционного образования, формирование предложений, средств и методов по совершенствованию программно-технического обеспечения дистанционного образования;

— внедрение прогрессивных форм образовательных технологий обучения, способствующих повышению эффективности педагогического процесса путем дистанционного образования;

— участие в формировании и реализации комплексных целевых программ и государственных контрактов в области технологий дистанционного образования;

— повышение профессиональных знаний педагогический работников в области дистанционного образования, совершенствование их деловых качеств, подготовка их к выполнению новых трудовых функций;

— внедрение и использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов.

В настоящее время подготовлен и проходит процедуру согласования пакет документов по созданию Центр дистанционного обучения.

О кластеризации

Уровень социально-экономического развития Астраханской области предъявляет новые требования к кадровому обеспечению предприятий региона. К общей стратегической линии на концентрацию учреждений профобразования по кластерному принципу (за счет их слияний и присоединений) добавилась новая тенденция на усиление реальной конкуренции на рынке образовательных услуг.

Региональный опыт оптимизации сети учреждений профессионального образования реализуется в направлении кластеризации (кластеры – корпоративные треугольники, включающие предприятия и сотрудничающие с ними организации, в том числе образовательные учреждения, объединённые и дополняющие друг друга в бизнесе и профессиональной деятельности). В отраслевых образовательно-производственных кластерах организуется эффективное взаимодействие производителей и потребителей квалифицированных кадров в соответствии с запросами отраслей. Программы профессионального образования реализуются в учреждениях региона в соответствии с магистральными направлениями развития региона.

К настоящему времени министерство провело оценку эффективности мероприятий, реализуемых в рамках дорожной карты кластеризации:

— реорганизация Астраханского колледжа вычислительной техники путем присоединения ПУ № 6;

— реорганизация Астраханского колледжа профессиональных технологий путем присоединения ПУ № 3, ПЛ № 9;

— реорганизация Астраханского технологического техникума, путём присоединения ПУ № 20 (с. Икряное);

— реорганизация Камызякского сельскохозяйственного колледжа путем присоединения ПУ № 24 (г. Камызяк);

— реорганизация Астраханского государственного политехнического колледжа путем присоединения ПУ № 21 (п. Лиман);

— создание Астраханского агротехнического техникума (объединение ПЛ № 23 п. Сабанс Яр и ПУ № 25 с. Красный Яр);

— создание Колледжа арт-фэшн индустрии на базе ПЛ № 17;

— реорганизация Астраханского инженерно-строительного института путем присоединения ПУ № 26 (г. Харабали) и ПУ № 1.

Образовательные комплексы различной профильной направленности (колледжи, техникумы, вуз) будут выполнять следующие функции:

1. Реализация программ НПО, СПО, ВПО (базовой и углубленной подготовки) и профессиональной подготовки;

2. Концентрация и обслуживание информационно-методических ресурсов по профилю подготовки;

3. Реализация программ дополнительного профессионального образования рабочих и специалистов среднего звена (повышения квалификации, переподготовки, модернизации профессиональных компетенций и т.д.);

4. Организация взаимодействия с потребителями, заказчиками кадров, социальными партнерами, другими учебными заведениями профессионального, а также общего образования (в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения);

«О результатах ЕГЭ 2013 года»

Результаты единого государственного экзамена по обязательным предметам (русскому языку и математике) являются одним из показателей эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Экзамен по русскому языку обязателен не только для получения аттестата, но и для поступления на любую специальность в учреждения высшего профессионального образования. В 2013 году практически по всем показателям наблюдается улучшение результатов по предмету, вместе с тем в сравнении с Российской Федерации они не являются аномальными:

— вырос средний балл на 2,2;

— снизилась доля обучающихся, не преодолевших минимальный порог на 1,3%;

— увеличилось количество участников экзамена, получивших более 80 баллов;

— увеличилось количество 100-балльных результатов.

На слайде результаты муниципалитетов выстроены по рейтингу в отношении регионального показателя, однако необходимо учитывать и собственную динамику муниципалитетов по сравнению с 2012 годом.

Серьезный прирост (более 3 баллов), несмотря на нахождение в конце рейтинга, имеют Черноярский и Володарский районы. Улучшили результаты ЗАТО Знаменск и Харабалинский район. Сдали собственные позиции по сравнению с прошлым годом Лиманский, Приволжский и Икрянинский районы.

Что касается показателя «Доля обучающихся, не преодолевших минимальный порог баллов по предмету, установленный Рособрнадзором», свои нулевые показатели сохранили Енотаевский, Лиманский, Приволжский районы. Сделал рывок в сторону улучшения результатов Наримановский район (с 1,3 % в 2012 г. до 0% в 2013 г.). В то же время стоит задуматься о причинах увеличения значения данного показателя в ЗАТО Знаменск, Камызякском, Ахтубинском, Черноярском, Икрянинском районах. При этом в Икрянинском районе проблемы выявлены по итогам анализа двух рассмотренных показателей.

Что касается результатов ЕГЭ по математике, то по всем показателям в 2013 году также наблюдается улучшение. Исключение составляет наличие 100-балльных результатов, которых в регионе нет на протяжении ряда лет. При этом:

— средний балл вырос на 4,3;

— доля участников экзамена, не преодолевших минимальный порог баллов, снизилась на 0,8%;

— увеличилось количество участников экзамена, получивших свыше 80 баллов (с 9 в 2012 г. до 54 в 2013 г.).

Серьезный прирост среднего балла (более 5 баллов) наблюдается в ЗАТО Знаменск, Енотаевском, Черноярском, Володарском, Красноярском районах, г. Астрахани, областных государственных образовательных учреждениях.

Необходимо отметить, что по данному показателю вновь наблюдается отрицательная динамика в Икрянинском районе.

По показателю «Доля обучающихся, не преодолевших минимальный порог баллов по предмету, установленный Рособрнадзором» на протяжении последних двух лет наилучшие результаты показывает Енотаевский, Приволжский, Лиманский районы: значение равно нулю. Уменьшилось число неудовлетворительных результатов в Икрянинском районе, г. Астрахани. Резкое уменьшение таких результатов наблюдается в Володарском районе (с 2,6 % в 2012 г. до 0 в 2013 г.). Несколько ухудшился показатель по сравнению с прошлым годом в ЗАТО Знаменск, Черноярском, Камызякском, Красноярском, Харабалинском районах.

Астра Новости