Астрахань, 9 июля 2013г.

Изобретать велосипед — это означает нечто повторное, уже пережитое, либо что-то, не представляющее из себя сколь угодно серьёзную субстанцию, на которую можно применить инновации. 

Иными словами: если мы строим дом, то строим его вверх — с этим вряд ли кто-то может поспорить, кроме нескольких племён на земле, до сих пор предпочитающих пещеры принятому в нашем обществе жилью.

Ходить по минному полю, наступать на чужие грабли — расхожие выражения, обозначающие крайне рискованное поведение индивида или масс в определённой обстановке. Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе… Это уже совершенно из другого кино, но как нельзя кстати дополняет выше приведённые поговорки, пословицы, популярные фразы.

В Астрахани, как и в любом нормальном городе, развито велосипедное движение: велосипедисты везде и всюду. Для них выделены велодорожки, дабы любители спортивного образа жизни не мешали автомобильному движению и, уж тем более, свободному передвижению пешеходов. Велосипедист — это не только звучит гордо, но и отражает объективную реальность: в самом аварийном городе Южного федерального округа велосипедисты не нарушают правил дорожного движения, являя собой яркий образчик того, к чему должны стремиться — и стремятся! — автолюбители с пешеходами.

Увы, предыдущий абзац есть образец будущего Астрахани, наверняка, ближайшего будущего. Всё очень просто. Не может европейский город, пусть даже речь заходит об окраине Европы, не иметь развитой велодорожной сети. Без этого любой, абсолютно любой город современного мира обрекает себя на гибель под гнётом газов от пробок.

Велосипеды давно вошли в обиход человеческой цивилизации, доказав всему миру свою актуальность. В Астрахани дела обстоят несколько иначе, и так называемая каспийская столица активно разогревает рынок продаж автомобилей, как первичный, так и вторичный его сегменты, что особенно популярно во времена, когда денег не особенно много, а желания раз эдак в несколько больше.

Факт: месту в перегруженной маршрутке, месту в очень урезанной и не разветвлённой сети, неудобной для большинства астраханцев сети общественного транспорта, наши земляки предпочитают место в машине. Пусть с колоссальным пробегом, пусть чужой, пусть старой и местами дряхлой, но в своём авто. Мыслей даже не возникает у многих, до боли простой мысли: Астрахань — южный город с пятью месяцами лета, почти половину года можно вполне сносно передвигаться по городу исключительно и только на велосипеде. Сама мысль, высказанная вслух, порежет уши и потупит взор многим астраханцам. Ещё бы! Кто ездит на велосипеде по городу? Сумасшедшие молодые люди и не менее сумасшедшие повзрослевшие их коллеги, крутящие педали в тот самый момент, когда корабли бороздят космос, а в кредит взять бывший в употреблении автомобиль проще простого. И пусть он пригнан из другой страны, ничего в страшного, что гнить он останется здесь, у нас, главное — своё. Своё место под солнцем, место в пробке.

Астраханцы могли бы пересесть на другие виды транспорта, да кто ж им подаст пример? По идее, это должны делать те самые городские чиновники, которые во многих и многих городах являются владельцами миллионных и миллиардных состояний, но при этом не гнушаются кататься на роликах, велосипедах, пользоваться общественным видом транпсорта. Если новый Папа Римский раздумывает над тем, как передвигаться по суше, если глава Франции едет на принятие присяги по пробкам, минуя красный сигнал светофора только после того, как загорится зелёный, то в Астрахани всё намного проще: «ледоколы» с синими полосами всегда проложат путь сквозь плотный строй задыхающихся в пробке людей, машин…

Мэрия Астрахани любит астраханцев, это нужно понимать, ведь это очевидно. Если бы мэрия не любила астраханцев, то нас просто рубили бы как наши же деревья. Ну как наши, они в прошлом были наши, а теперь их срубили и они остались в воспоминаниях. Дышать стало тяжелее. Весь город только и делает, что говорит о порубленных, высохших деревьях. Новые сажают, не поливают, в итоге — духота, пыль, жара, смог, сердечные заболевания, новые кладбища за городом. Но мэрия любит нас. Поэтому она тщательно следит за тем, чтобы в городе у каждого административного здания была парковка для велосипедов, мопедов, скутеров. У каждого административного, не взирая на принадлежность к местной, областной или федеральной власти. Ведь на то и нужен муниципалитет, чтобы улучшать жизнь города, нормализовывать его. Только не в Астрахани, где давно хочется поставить памятник тому же Безрукавникову — на фоне нынешнего «профессионального» строителя пустыни (без деревьев степь и есть пустыня) Игорь Александрович смотрится просто суперменом.

Практически все официальные здания огорожены так, что подъехать к ним на велосипеде невозможно, равно как и объехать их, не выезжая на проезжую часть. Нет культуры велосипеда у нас и не предвидится. Вот и приходится астраханцам преодолевать бордюры с помощью прыжков на велосипеде. Обратите внимание: практически все велосипедисты в Астрахани катаются на внедорожниках — широкие, рельефные покрышки, мощные амортизаторы, надёжные тормоза. А куда деваться? Без этих качеств велотехнике в Астрахани придётся ой как не сладко. Обычный шоссейный велосипед развалится в Астрахани через один сезон. Внедорожник, «горный» — пару-тройку сезонов. Почему? Да потому что на неосвещённых дорогах с такими ямами и колеями, что машины остаются без колёс, велосипедисты без опыта экстремального вождения в большинстве случаев теряют управление с самыми брутальными продолжениями вплоть до венков с чётным количеством цветов.

Почему же в Астрахани почти никто не занимается развитием велокультуры? Да потому что Астрахань — это город. И как любой город он имеет план развития, архитектурного строительства. Нынешний план принимался при предыдущем мэре и некто Шеин ходил туда протестовать, но выходил оттуда, из ЦДЮТ с шикарной улыбкой, тихо и быстро. Подмаслили видать, не иначе.

С января по май я методично осваивал велосипед. Опыт оказался двойственным: с одной стороны я перемещался свободно в любое время суток, оставляя транспорт без присмотра и привязи, и его так не украли, что вселило во мне гордость и вернуло веру в астраханцев, а с другой стороны приходилось довольно часто нарушать правила дорожного движения. То есть я мог бы спокойно и вовсе их не соблюдать, но врождённое чувство дисциплины — оно вродилось в меня в армии, — а также ненависть к оной заставляли меня ездить по правилам и по «ситуации на дороге». Невозможно ездить по правилам на велосипеде — забибикают, заорут, пошлёшь в ответ, начинается суета, эти бессмысленные погони, которые так и не увенчались для преследователей успехом.

Многое пришлось пережить и ни разу, ни разу я не попадал в ситуации критичные, близкие к аварии. Полный контроль над дорогой — залог выживания в Астрахани. Расслабившись, ездить очень тяжело. Я так нервничал, что отпускал руль и пил за рулём пиво. То есть я держал пиво и орешки, и так ехал. Мимо пролетали низкие машины и вряд ли их извозчики были трезвее меня.

Велосипед в Астрахани — это стресс. В итоге я не выдержал и подарил его. Теперь хожу и грустно смотрю на то, как загнанные велосипедисты ездят по тротуарам, притесняя прохожих. Хорошо хоть кто-то всё же ездит на них, не занимая своё место в пробке и не зарабатывая в ней рак, пока часы истории отсчитывает время профессионала Столярова, отбрасывающее нас вглубь веков, к истокам человеческой цивилизации.

Хороший у нас город, товарищи велосипедисты. Ещё бы мэрию отправить куда-нибудь всем составом на курсы переподготовки, в отпуск, да куда угодно, лишь бы подальше. Куда на велосипеде точно не доехать.

Кое-как облагораживают вид Астрахани в этом плане только коммерческие структуры, возле многих из которых оборудованы спуски-подъёмы для велосипедистов и колясок. Однако если вы благополучно забрались на плиточный тротуар по подъёму, то это вовсе не значит, что в конце него будет спуск. Нет, ни в коем случае! В конце вам придётся резко тормозить и порой даже падать, так как предугадать кривые тротуары Астрахани очень тяжело, а выучить каждую ямку и каждый спуск в городе невозможно — ямки у нас плодятся как кролики. Ещё бы с такой скоростью велодорожки строились бы, но пока никак точно — дел невпроворот, мосты сломаны, тут уж не до велосипедистов.

И вообще в Астрахани принято испокон веков на верблюдах ездить. Нужно уважать историю! Да, конечно, но тогда и не стоит называть город раковых заболеваний каспийской столицей.

Источник: AST-NEWS.ru