Институт ведомственного обжалования, как основной механизм досудебного урегулирования споров

Институт ведомственного обжалования, как основной механизм досудебного урегулирования споров

На сегодняшний день таможенными органами особое внимание уделяется досудебному урегулированию споров. Институт ведомственного обжалования является важнейшей гарантией законности в таможенных органах, соблюдения прав участников внешнеэкономической деятельности.

Если участник ВЭД полагает решение (действие) в области таможенного дела неправомерным, закон предоставляет ему право обжаловать такое решение (действие) в ведомственном либо в судебном порядке — обжаловать в вышестоящий таможенный орган либо в суд (глава 3 федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ).

При этом, по сравнению с судебным порядком, обжалование в порядке ведомственном (т.е. в вышестоящий таможенный орган), имеет ряд преимуществ:

1. Более короткие сроки рассмотрения жалобы

Если сроки рассмотрения заявления в арбитражном суде по процессуальному законодательству — от 2х до 6ти месяцев с момента обращения,

то срок рассмотрения жалобы таможенным органом по 3й главе 311-ФЗ — 1 месяц со дня поступления жалобы.

2. Отсутствие сроков на вступление решения в законную силу

Решение арбитражного суда вступает в законную силу через месяц после его вынесения, если не подана апелляционная жалоба (АПК России).

Для решения таможенного органа по жалобе сроки вступления в силу не установлены, оно подлежит исполнению в течение 10 рабочих дней со дня поступления в таможенный орган (гл.3 311-ФЗ).

3. Отсутствие финансовых затрат на обжалование

-отсутствует необходимость оплачивать государственную пошлину (обжалование в таможенный орган госпошлиной не облагается),

— отсутствует необходимость нести расходы на оплату услуг представителей за участие в судебных заседаниях.

Сама процедура ведомственного обжалования решения (действия) в области таможенного дела сложностей не вызывает.

Если спорное решение (действие) принято (совершено) Астраханской таможней – жалоба подается в Южное таможенное управление. Если спорное решение принято таможенными постами Астраханской таможни (Астраханский таможенный пост, таможенный пост Аэропорт-Астрахань, таможенный пост Морской порт Оля; Ахтубинский таможенный пост, Советский таможенный пост, Волжский таможенный пост, Красноармейский таможенный пост, таможенный пост Аэропорт – Волгоград, Михайловский таможенный пост) — то жалоба подается в таможню.

Жалоба подается в письменной форме. В жалобе достаточно указать:

— наименование таможенного органа или, решение, действие (бездействие) которого обжалуется;

— наименование лица, подающего жалобу, его место нахождения;

— существо обжалуемых решения, действия (бездействия);

— причины несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием).

В отличие от Арбитражного процессуального кодекса, 3я глава 311-ФЗ основательного нормативного обоснования жалобы не требует.

311-ФЗ не обязывает лицо, обжалующее решение, прикладывать к жалобе копии документов, подтверждающих изложенные в жалобе обстоятельства (такие документы могут быть приложены по усмотрению лица).

Жалоба подписывается собственноручно руководителем организации или представителем. Если жалоба подписана руководителем организации – к ней прилагаются копии учредительных документов (например, устава организации),

документов о его служебном положении (например, приказа о назначении). Если жалоба подписана представителем, к жалобе прилагается доверенность за подписью руководителя и печатью организации.

Для удобства участников ВЭД правовым отделом Астраханской таможни на основании 3 главы 311-ФЗ разработаны Памятка для лиц, обжалующих решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела, а также Образец жалобы. Памятка по обжалованию размещена на официальном сайте Южного таможенного управления в разделе Астраханская таможня.

Астра Новости