Институт ведомственного обжалования, как основной механизм досудебного урегулирования споров

На сегодняшний день таможенными органами особое внимание уделяется досудебному урегулированию споров. Институт ведомственного обжалования является важнейшей гарантией законности в таможенных органах, соблюдения прав участников внешнеэкономической деятельности.

Если участник ВЭД полагает решение (действие) в области таможенного дела неправомерным, закон предоставляет ему право обжаловать такое решение (действие) в ведомственном либо в судебном порядке — обжаловать в вышестоящий таможенный орган либо в суд (глава 3 федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ).

При этом, по сравнению с судебным порядком, обжалование в порядке ведомственном (т.е. в вышестоящий таможенный орган), имеет ряд преимуществ:

1. Более короткие сроки рассмотрения жалобы

Если сроки рассмотрения заявления в арбитражном суде по процессуальному законодательству — от 2х до 6ти месяцев с момента обращения,

то срок рассмотрения жалобы таможенным органом по 3й главе 311-ФЗ — 1 месяц со дня поступления жалобы.

2. Отсутствие сроков на вступление решения в законную силу

Решение арбитражного суда вступает в законную силу через месяц после его вынесения, если не подана апелляционная жалоба (АПК России).

Для решения таможенного органа по жалобе сроки вступления в силу не установлены, оно подлежит исполнению в течение 10 рабочих дней со дня поступления в таможенный орган (гл.3 311-ФЗ).

3. Отсутствие финансовых затрат на обжалование

-отсутствует необходимость оплачивать государственную пошлину (обжалование в таможенный орган госпошлиной не облагается),

— отсутствует необходимость нести расходы на оплату услуг представителей за участие в судебных заседаниях.

Сама процедура ведомственного обжалования решения (действия) в области таможенного дела сложностей не вызывает.

Если спорное решение (действие) принято (совершено) Астраханской таможней – жалоба подается в Южное таможенное управление. Если спорное решение принято таможенными постами Астраханской таможни (Астраханский таможенный пост, таможенный пост Аэропорт-Астрахань, таможенный пост Морской порт Оля; Ахтубинский таможенный пост, Советский таможенный пост, Волжский таможенный пост, Красноармейский таможенный пост, таможенный пост Аэропорт – Волгоград, Михайловский таможенный пост) — то жалоба подается в таможню.

Жалоба подается в письменной форме. В жалобе достаточно указать:

— наименование таможенного органа или, решение, действие (бездействие) которого обжалуется;

— наименование лица, подающего жалобу, его место нахождения;

— существо обжалуемых решения, действия (бездействия);

— причины несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием).

В отличие от Арбитражного процессуального кодекса, 3я глава 311-ФЗ основательного нормативного обоснования жалобы не требует.

311-ФЗ не обязывает лицо, обжалующее решение, прикладывать к жалобе копии документов, подтверждающих изложенные в жалобе обстоятельства (такие документы могут быть приложены по усмотрению лица).

Жалоба подписывается собственноручно руководителем организации или представителем. Если жалоба подписана руководителем организации – к ней прилагаются копии учредительных документов (например, устава организации),

документов о его служебном положении (например, приказа о назначении). Если жалоба подписана представителем, к жалобе прилагается доверенность за подписью руководителя и печатью организации.

Для удобства участников ВЭД правовым отделом Астраханской таможни на основании 3 главы 311-ФЗ разработаны Памятка для лиц, обжалующих решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела, а также Образец жалобы. Памятка по обжалованию размещена на официальном сайте Южного таможенного управления в разделе Астраханская таможня.