Астраханские казаки — очередные «ряженые»?

Астрахань, 20 февраля 2013г.

Александр Дарьянов: Астраханские казаки — очередные «ряженые»?

Тема казачества неоднозначна и делит общество пополам. Кто-то считает современное казачество клоунадой и издевательством над здравым смыслом, а кто-то искренне верит в силу казачьего движения.

Для того, чтобы понять — что такое казачество и насколько уместно его возрождение, надо немного взглянуть в историю. Несмотря, что как этно-социальная группа казаки существуют почти семьсот лет, начиная с 19 века казачество служит в российской империи как основное средство сдерживания агрессивных восточных этносов. Даже в девяностые годы, когда Россия как государство почти не существовала, донские и кубанские казаки активно воевали в локальных конфликтах, отстаивая интересы коренного населения страны. На фото — казаки, конец 19-го века.

Несмотря на репрессии большевиков, многие казачьи рода существуют и сейчас. Я сам принадлежу к одному из таких, который до революции жил в Темрюкском районе Краснодарского края. Тем не менее, значительная часть казачества подверглась раскулачиванию, бежала от революции, либо погибла в гражданской войне.

5 Хоперская сотня 1-го Св. Куб. п. 1923 г казаки с семьями из армии Врангеля Сербия, Кралево 1924 г.

До революции казаки были сословием, основными чертами которого были свободолюбие, материальная независимость, воинская доблесть. Они жили за счёт крепких собственных хозяйств, поэтому всегда были конными воинами, за это их империя и ценила. Сегодня в казачество рекрутируются со всех слоёв общества. Зачастую, кандидаты в казачество не проходят элементарного отбора, что меняет сущность современного казачества. Из общественного слоя, который существовал за свой счёт и поддерживал государство воинством, казачество мигрирует в сторону некой общественной военизированной структуры с далеко не безупречным контингентом и размытыми полномочиями.

Тем не менее, на мой взгляд, нельзя ставить крест на казачестве. Государство у нас больше не тоталитарное, оно ушло от вездесущего контроля. Обществу отдали на саморегулирование многие функции. К таким функциям можно отнести и миграционную политику.

В Конституции России записана свобода перемещения, выбора места проживания и вероисповедания. Региональные власти не могут запретить представителям той или иной народности проживать на своей территории. Вполне естественно, что на этом фоне в южных регионах страны началось возрождение казачества. Поскольку отдельным агрессивным приезжим с Кавказа нужна уравновешивающая сила со стороны коренного населения, казаки выступили этой силой. На Кубани казачество вполне успешно справляется с функциями общественной милиции, не давая порой худшим представителям Кавказа чувствовать себя вольготно.

В Астрахани также начался процесс возрождения казачества. Атаманом астраханского войска стал вице-губернатор Константин Маркелов. С точки зрения обеспечения общественной безопасности это можно только приветствовать. Если один из ведущих политиков региона занимается этой темой, значит региональная власть имеет серьёзные намерения сделать астраханских казаков значимой силой и обеспечить коренному населению защиту от агрессивных переселенцев.

Тем не менее, очевидно, что попытки воссоздать казачество в том виде, в котором оно существовало до революции — обречены на провал. Во-первых, исчезла материальная база казачества. По современной логике казак — успешный фермер, который готов служить государству сам ради спокойствия за свои угодья и свой дом. У него есть степь, хозяйство, лошади и полномочия от государства на службу. Таких фермеров сегодня крайне мало. Общественная жизнь перемещается в города. Лошадь в качестве средства передвижения в современном городе также не актуальна. Куда эффективнее иметь джипы и мотоциклы для патрулирования. Прежде чем вооружать казаков, среди них надо провести жесточайший отбор, который выявит действительно годных к выполнению милицейских обязанностей. Я лично видел неряшливо одетых, пьяных казаков, которые лишь компрометируют идею казачества и вызывают заслуженное раздражение у населения.

Думаю, современному казачеству надо становится компактной, мобильной, технически оснащённой организацией с военной дисциплиной и выучкой. Она должна эффективно и быстро защищать соотечественников вместе с регулярной полицией. Надо отказаться от приёма в казачество кого попало и уделить внимание эффективности движения. Оставить небольшой, но действенный состав войска. Исторические традиции надо хранить, но этим в казачестве должны заниматься специально выделенные люди. Делать из казачества действующий исторический музей в рамках страны — большая глупость, которую не оценят ни современники, ни историки.

Если казаки видят своё назначение лишь в хождении с хоругвями по крёстным ходам и пении казачьих песен, то возрождения казачества не будет, а будет цирк.

Астра Новости