Среди школьников и, прежде всего, их родителей бытует мнение, что подача апелляции после ЕГЭ – гарантированный способ повысить свой балл по экзамену. Написал на «двойку» — подавай апелляцию, не хватает пары баллов для поступления в вуз – снова поможет апелляция. Дескать, сам факт подачи «протеста» играет в пользу ученика, и в большинстве случаев итоговый балл в конечном счёте повышается. Так ли это, попробуем разобраться.

 

Куй железо, пока горячо

Сразу оговоримся: есть только две ситуации, при возникновении которых можно вести речь о пересмотре работы или её аннулировании. Во-первых, это, разумеется, несогласие с выставленными баллами. Во-вторых, же – претензии к ходу экзамена, если учеником были замечены какие-либо нарушения во время проведения ЕГЭ.

В последнем случае жалоба подаётся, как говорится, не отходя от кассы – то есть в пункте проведения экзамена. Как только выпускник покидает школу, в которой он писал ЕГЭ, право подать апелляцию о нарушениях во время экзамена у него теряется. А вот если вам не понравились задания ЕГЭ или вас выгнали из аудитории за какое-либо нарушение, ваши претензии приниматься не будут.

Что же делать, если вами замечены на рушения на ЕГЭ? В тот же день до выхода из пункта проведения экзамена вы должны составить апелляцию в письменной форме в двух экземплярах: один нужно отдать члену государственной экзаменационной комиссии, а другой, с пометкой члена ГЭК о принятии её на рассмотрение, остаётся у вас.

После получения апелляции о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ в день экзамена экзаменационная комиссия обязана провести проверку фактов, изложенных в жалобе. Результаты будут переданы в конфликтную комиссию – специально созданный орган, который занимается вынесением решения по апелляциям. Претензии к ходу ЕГЭ рассматриваются в течение двух рабочих дней, после чего выносится «вердикт». Если жалобу удовлетворят, то работу выпускника аннулируют, и у него будет возможность сдать экзамен по данному предмету в другой день, предусмотренный единым расписанием.

 

Жребий брошен…

Безусловным лидером по числу поданных жалоб является другая ситуация – несогласие с оценкой. Однако в этом случае не нужно торопиться строчить кляузу. Для начала стоит изучить результаты своей работы на официальном портале госэкзамена, чтобы увидеть, за какие задания были сняты баллы и почему. Если учеником допущены ошибки в вопросах с кратким ответом, то подавать апелляцию бессмысленно: согласно новому регламенту такие жалобы не рассматриваются. Другое дело, если выпускник не согласен с оценкой заданий, требующих развернутого ответа. В этом случае дорога открыта, правда, срок подачи апелляции составляет всего лишь два рабочих дня после объявления индивидуальных результатов экзамена и ознакомления с ними выпускника.

Как и в случае с нарушениями хода ЕГЭ, эта апелляция составляется в письменной форме в двух экземплярах: одно заявление передаётся в школу, другое, с пометкой ответственного лица о принятии её на рассмотрение, остаётся у выпускника.

После того, как учащийся отнёс в школу апелляцию, её в тот же день передают в конфликтную комиссию. Там ответственный секретарь регистрируют её, после чего информирует апеллянта или его родителей (законных представителей) о дате, времени и месте рассмотрения жалобы. Кроме того, график рассмотрения апелляции можно найти и на официальном сайте регионального министерства образования и науки.

 

А судьи кто?

В этом году появилось новшество в процедуре рассмотрения жалоб о несогласии с баллами. Эксперты предметной комиссии, ранее не проверявшие работу, накануне рассмотрения апелляции обязаны перепроверить всю часть экзаменационной работы с развернутыми ответами и дать заключение о соответствии или, наоборот, несоответствии результатов проверки установленным критериям.

И вот тут-то кроется самое важное: по итогам повторной проверки количество выставленных баллов может быть изменено как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, поскольку могут быть обнаружены те ошибки, на которые в первый раз эксперты не обратили внимание. За сам факт подачи апелляции количество баллов уменьшено и тем более повышено быть не может. Черновики экспертами во внимание не берутся. Присутствовать во время данной процедуры ни ученику, ни его представителям нельзя, дабы исключить возможность психологического давления на комиссию.

В день же рассмотрения жалобы работа выпускника не проверяется. При этом во время рассмотрения жалобы в качестве наблюдателей могут находиться как сами выпускники, так и их родители или законные представители. Для этого при себе необходимо иметь документы, удостоверяющие личность. По желанию учащегося, жалоба может быть рассмотрена и без него.

Выпускнику, в случае его участия в рассмотрении жалобы, предъявляются все материалы: изображения выполненной им экзаменационной работы, файлы с цифровой аудиозаписью его устных ответов, копии протоколов этих ответов и заключение экспертов предметной комиссии. Апеллянт должен удостовериться в правильности распознавания информации его бланков ЕГЭ и в том, что его работа проверена в соответствии с установленными требованиями. В случае возникновения каких-то вопросов эксперты дают подробные разъяснения. По сути, выпускника просто ставят перед фактом, и повлиять на оценку он никак не может.

 

Таким образом, апелляция – далеко не панацея от «неуда». Более того, никакой гарантии, что факт подачи жалобы сыграет на повышение итогового балла. Скорее, наоборот, повторная и более тщательная проверка работы выявит новые ошибки, и оценка, в конечном счёте, станет ещё ниже. Так что если вы не уверены в своей правоте, подавать апелляцию не стоит – гораздо правильнее ответственно готовиться к самому экзамену.